Я люблю тебя, Жизнь,
      и надеюсь, что это взаимно!






Наталья МОГИЛЕВСКАЯ



 — Америки я не открою: Дмитрий Гордон — настоящий летописец уходящей эпохи, единственный в своем роде человек, который вглядывается в наше прошлое изнутри, вглядывается очень глубоко и открывает его нам. По-моему, секрет Димы в том, что он действительно искренне любит и ту эпоху, и своих «героев смутного времени» — людей, творивших историю нашей общей, уже не существующей, страны.

Иногда мне казалось, что он даже слишком увлечен уходящей и ушедшей натурой и проблема его в том, что смотрит не вперед, а назад, но сейчас понимаю: не осознав прежних ошибок, нет смысла идти дальше, не проанализировав прошлое, никогда не поймешь настоящее. 

Благодаря Диминым книгам не только мы, но, быть может, даже наши внуки и правнуки получат возможность разобраться в очень сложном и неоднозначном историческом периоде, поскольку побеседовать с Дмитрием согласились самые удивительные личности XX столетия. Безусловно, их подчас непросто найти, многие не давали интервью долгие годы, для кого-то оно вообще стало последним, но самое главное — именно с Димой они были обезоруживающе откровенны!

Возможно, дело в особой душевности, с которой Дмитрий подходит к своим собеседникам, и в его простоте — он настолько располагает, что кажется, ты просто общаешься с другом и можешь сказать ему все, что угодно, — поэтому в разговоре с ним люди часто выкладывают даже очень спорные и оттого сокровенные подробности своей биографии едва ли не в первый и последний раз в жизни. Боюсь, не стала исключением и я: многое хотелось мне позже вычеркнуть, соглашаться на публикацию было страшно, но пусть уж останется все так, как есть...

Может, думаю я, дело в том, что Диме действительно неподдельно интересен каждый, с кем вступает он в диалог, и этот интерес настолько близок к любви, что герои его интервью становятся зачастую его друзьями. Исключением здесь я тоже не стала и надеюсь, что могу назвать Дмитрия одним из немногих своих настоящих друзей, но речь не обо мне — такие гиганты, как Евгений Евтушенко, Иосиф Кобзон, Виталий Коротич, Роман Виктюк, Станислав Говорухин, Александр Розенбаум, Михаил Светин, Михаил Задорнов, называют его не иначе, как «Димуля», «Димулечка». Считаю, такой и должна быть настоящая журналистика! — строящейся не на любопытстве, погоне за сенсацией и желании первым высветить скрытую правду, а, прежде всего, на огромной любви к профессии, и, повторяю, более влюбленных в своих героев людей, чем Дмитрий Гордон, я не встречала.

Глядя на Диму, начинаю скучать по таким понятиям, как «выдающийся человек» и «настоящая школа», — в современной журналистике, где поверхностность мышления уже стала нормой и даже элементарная грамотность скоро будет ненужным рудиментом, еще остаются такие профессионалы, как он, — мыслящие, анализирующие и

заставляющие думать своих читателей. О прошлом, о будущем, о культуре, которая уходит — иногда кажется, что столь же безвозвратно, как герои Диминых интервью, ведь многих из них в живых уже нет...

Говорю я об этом с болью, потому что все чаще спрашиваю себя, способны ли мы сохранить хоть что-то: память, традиции? Почему мы не знаем, не помним то, что так ценно, почему не умеем гордиться своими великими:

Гоголем, Булгаковым, Сикорским, Королевым (некоторые даже не подозревают, что все они имеют отношение к Украине!)? Мы не способны культивировать собственные праздники и отмечаем Хэллоуин, даже не представляя, что у нас есть свой День потусторонних сил —

Деды, и стоило бы поинтересоваться этим хотя бы из любопытства. Почему то, что называется культурным наследием Киева, рушится прямо на наших глазах или же его уничтожают сознательно, чтобы построить в центре очередного стеклянного уродца, не соответствующего ни характеру, ни архитектуре нашего города? Киев исчезает, его убивают, а люди не помнят прошлого, словно живут в сплошной пустоте...           

Недавно моя подруга писательница Лада Лузина вместе с певцом Борисом Апрелем презентовала выставку «Умирающий Киев» — на этих фотографиях более тридцати старинных киевских зданий, которые могут исчезнуть с лица земли уже завтра. Я стала продюсером проекта — это наша последняя попытка запечатлеть Киев таким, каким мы, коренные киевляне, его помним, и привлечь к данной проблеме внимание. Весьма сожалею, что не являюсь достаточно мощной финансово, чтобы стать для родного города таким меценатом, как, например, Семен Могилевцев — живший до революции купец-миллионер, который просто взял и на собственные деньги здание педагогического музея построил (сейчас это Дом учителя) и подарил любимому Киеву. Кто теперь повторит его подвиг, если даже большинство образованных людей фамилии того же Могилевцева не знают, о нем не слышали? Для меня, кстати, он не просто почти однофамилец, а еще и «сосед»: я живу рядом с его бывшим особняком — знаменитым «Шоколадным домиком» на Шелковичной.

Сейчас мы с Ладой начали в помощь «Шоколадке» благотворительный аукцион — на вырученные деньги (хотя понятно, что, скорее всего, придется добавить свои) хотим выкупить у нынешних владельцев антикварную мебель, которая была вывезена из этого здания после революции и частью неповторимого интерьера Мавританского зала является (к слову, в Киеве одного из самых красивых).

Это наша теория реальных дел: нет смысла плакать над несовершенством мира и надеяться на меценатов (Могилевцев был, возможно, последним из них), и пусть ты не способен на многое — сделай хоть что-то. Это предисловие, между прочим, для меня вовсе не повод поговорить о себе — просто Дмитрий Гордон как раз из тех немногих, которые что-то делают: много лет подряд, изо дня в день, по крупицам собирает он для нас в лицах Большую Эпоху.

Я помню Диму еще в период первых шагов его гремевшей тогда газеты «Бульвар» — это был молодой прогрессивный парень, единственная старомодность которого состояла в его удивительном уважении к кумирам прошлого. Теперь понимаю: уже в двадцать восемь он был очень взрослым, намного взрослее меня, и осознал то, к чему я пришла лишь сейчас. Анализ опыта поколений — и выдающихся людей, и наших родителей — может подтолкнуть нас самих стать героями, учиться, развиваться, переворачивать мир, совершать революционные открытия, не допускать непоправимых, ложных поступков, поскольку история, культурное наследие, память — тот фундамент, на котором строится все: и каждая отдельно взятая личность, и нация.

 
Из предисловия к книге «Без утайки» (2013)









© Дмитрий Гордон, 2004-2013
Разработка и сопровождение - УРА Интернет




  bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100