«Высоцкий — это сгоревший астероид, комета. Опалил хвостом огненным мое поколение, и все мы со шрамами от его огня»— Прощается с теплом Нескучный сад
Чуть раньше, чем обычно — так бывает.
Но не проститься с нами голосам,
Которые с полноты понимают,
Кому небезразличны небеса.
Кому, на ваш взгляд, эти голоса принадлежат?— Прежде всего, конечно, Иосифу, которому посвящена эта песня, а еще многим: и тем, кого больше нет, и тем, кто сегодня по-прежнему с нами, — дай Бог им здоровья! Я, например, очень радуюсь, встречаясь с Владимиром Михайловичем Зельдиным, бесконечно счастлив видеть Галину Павловну Вишневскую — все это знаковые личности, без которых наше общество было бы гораздо беднее. Своей жизнью, своим творчеством, своими делами они обогатили наш духовный мир.
— Над заснеженным садиком
Одинокий фонарь,
И, как свежая ссадина,
Жжет мне сердце луна.
В эту полночь щемящую
Не заказан мне путь
На Ваганьково кладбище,
Где он лег отдохнуть.
Когда вы начинали, многие часто сравнивали вас с Высоцким: интересно, что Владимир Семенович значит для вас сегодня?— По крайней мере, он один из тех голосов, о которых я только что говорил, причем очень явный голос, задающий тональность.
— Вы слушаете его? Просто так, для себя, в машине?— Безусловно. Из людей с гитарой — они разные! — постоянно слушаю двух: Высоцкого и Визбора. Высоцкий — это комета: он, словно астероид, попавший в плотные слои атмосферы, сгорел, но опалил своим хвостом огненным Землю, мое поколение. Таких ярких шлейфа, я думаю, было в моей жизни два — «Битлз» и Высоцкий, но если Джон Леннон и компания — это музыкальная в чистом виде эпоха, то Высоцкий — наша история, наша философия, наша жизнь. Владимир Семенович оказал на нас колоссальное влияние, но и Булат Шалвович Окуджава, к примеру, для меня планета. Согласен, никого он не опалил, но не стало его, и что-то сместилось, да? Планета вышла из Солнечной системы, и нарушились какие-то центробежные силы...
 «Благодарю, Господь, за счастье дней, в которых дочь моя была моей...». С маленькой Аней |
— Здорово как сказали!— Это с уходом многих людей происходит, и хотя никого некоторые не опалили, как, например, Пастернак...
— ...Солженицын...— ...да, совершенно верно, а вот Владимир Семенович просто ф-ф-ф-фух! — и все мы со шрамами от его огня.
— Какая его песня вам больше всего нравится?— Ой, да почти все. Есть у него вещи и проходные, как и у «Битлз», типа: «Дизи-дизи-дизи, мисс Лиззи». Ясно же, рок-н-ролл. Ну и замечательно — такой рокешник...
— ...вы тоже можете выдать...— Запросто — отвечаю, и даже лучше, наверное, но 98 процентов творчества «Битлз», как и творчества Высоцкого, мне очень близко, понятно и дорого.
— Телевизор включаю — тоска.
Так и хочется вскинуть
С Афгана не стрелявший АК...
А выбросить телевизор вообще не хочется? — Нет, это тот же наркотик.
— Новости, небось, не пропускаете, а что еще смотрите?— Предпочитаю «НТВ плюс», где масса замечательных телеканалов (в том числе восемь спортивных — один лучше другого), в основном выкраиваю время на новости и какие-то официальные истории.
 «Мужчины! Говорят, нас стало меньше, По пальцам можно всех пересчитать. Ну что ж, мы умираем раньше женщин, Но женщин тоже надо поискать» |
— Чем шире лоб и выше рост,
Тем лилипуты злее!—
(Улыбается). Аксиома!
— Лилипуты часто вас донимали?— Они и сейчас донимают, просто раньше я внимание на них обращал, а сейчас нет.
— Извините, что на свадьбах не играю,
На застольях, извините, не пою.
Ведь фокусник обычно не «катает»,
А бармены, как правило, не пьют.
Неужели за очень большие деньги не споете на чьей-то свадьбе?— Спою.
— Изменилась, получается, ситуация? Кризис?— Нет, просто такую запрошу цену, за которую ни одна свадьба меня не возьмет. С другой стороны, если планку эту все же преодолеют и выплатят гонорар, я, конечно, закрою глаза, поставлю перед собой воображаемую стену и спою, потому что уважительно отношусь к денежным знакам.
— Но к себе-то еще уважительнее?— Разумеется, себя почитаю больше, но сумму, которую попрошу за свадьбу, мне вряд ли заплатят — гарантирую на 99,9 процента.
— Озвучьте, пожалуйста, цифру...— Коммерческий секрет — сам понимаешь...
— Ах, если б было бы можно,
Я б всю душу свою промотал у цыган...
Любите ромов?— Обожаю!
— И промотали бы у них душу?— Думаю, если бы жил в ХIХ — начале ХХ века, со мной были бы сложности, я бы, наверное, присел на цыган, как сегодня некоторые — на казино. Для меня ромы — это опасная история: я всегда их готов слушать, и меня они любят, узнают на вокзалах. Цыгане ко мне очень тепло относятся, и я к ним тоже, потому что, повторяю, национальностей для меня не существует.
— Братство угнетенных народов?— Не думаю, что уж такие сегодня они угнетенные, просто ведут жизнь, какая им нравится. Любой цыган может получить нынче медицинское образование, другое дело, что им это не очень, наверное, нужно.
— Я много пил и знал красивых женщин,
И через шар бил в середину от борта...
В бильярд вы играете?— А как же...
 «Как быстро повзрослела наша дочь...». Супруга Александра Яковлевича Елена Викторовна с дочерью Анной |
— И нормально выходит?— Ну, мой уровень — где-то между средним и хорошим, то есть выше среднего, но послабее хорошего.
— Любитель?— Конечно, не профессионал. Я тут недавно встал с бронзовым призером Союза, так они же с кия восемь шаров забивают — это нормально.
— Зачем им партнеры?— Я просто хочу, чтобы ты понял. Ты сам вот в бильярд играешь?
— Посредственно...— А что значит профессионал? Сегодня, кстати, бильярд, как и вообще весь спорт, очень помолодел. Мальчики по 18-20 лет, ну, может, на год-два старше, стоят за столом по восемь-десять часов ежедневно — это колоссальный труд и не очень денежный. Знаешь, есть замечательное выражение в бильярде: «Классный удар, но не денежный», с финансами они, к сожалению, нынче не очень в дружбе. Скуповато их мастерство оплачивается, но они фанаты.
«Проблема не в том, что бессилье мужчин растет или матриархат появляется, а в том, что распространяется унисекство»— При косе — про коней
И романс — при серьге.
Боже, где ж вы, мужчины России?!
Нынче бабы правы:
Лучше сдохнуть в тоске,
Чем быть сильной при вашем бессилье.
Бессилье усугубляется?— Есть у меня в тему старое четверостишие:
Мужчины! Говорят, нас стало меньше,
По пальцам можно всех пересчитать.
Ну что ж, мы умираем раньше женщин,
Но женщин тоже надо поискать. Сегодня усугубляется унисекство, и это на самом деле плохо. Понимаешь, проблема не в том, что бессилье мужчин растет или матриархат появляется, а в том, что распространяется унисекство, и когда оно еще и поощряется, это ужасно!
Слушай, у меня есть администратор... Я очень люблю свой персонал и эту женщину, в частности, она со мной уже много лет и все время в джинсах, а тут вдруг платье надела: у ее мужа был день рождения, и она при параде пришла на работу, чтобы оттуда потом ехать праздновать. Я восхитился: «Оля, это же колоссально! Боже, какое счастье — ты же красавица». Нет, я не против джинсов, брюк и тэ дэ, и тэ пэ, но это одна из причин того, что мужчин, как нашим девушкам кажется, меньше становится. Ладно, пусть так, ну а вы пробовали побыть женщиной? Пробовали сделать что-нибудь для того, чтобы муж или бой-френд почувствовал себя в большей степени сильным полом? Вы же сами во многом не даете нам ощутить себя мужиками, и потом, красавицы, вы насмотрелись французских, итальянских, американских и прочих киношек мачистых...
— ...и ищете суперменов...— ...а здесь — в Киеве, Виннице или в Воркуте — их нет. Мы абсолютно другие, у нас иная история. Процесс отношений полов взаимосвязан и взаимообразен, ничего друг без друга не получится, но до тех пор, пока все будут идти в этой упряжке унисекса, нам будет сложно находить взаимопонимание.
— Женщина моя — моя гитара.
В каком смысле?  «Не хочу стареть, не хочу, дело запахло внуками...». С внуками Дэвидом и Сашей |
— Во всех, кроме физиологического, — до этого извращения я еще не дошел.
— Не зарекайтесь!— Ну ладно тебе!
— Под солнцем южным, как под грудью у мадам,
Немножко жарко, но до одури приятно...
Вы любите большой бюст или маленький?— Зависит от времени года и состояния души.
— Дома ждет холодная постель,
Пьяная соседка, а в глазах похоть.
Со сладострастными соседками у вас что-то было?— В основном у меня были соседи. Дамы попадались чаще всего пожилые, поэтому как-то не срослось, но с соседками, так сказать, по планете кое-что, конечно, случалось...
— С детства верил я поэту,
Чьи стихи учили в школе.
Он сказал, что счастья нету, —
В жизни есть покой и воля.
Здесь с покоем напряженно,
Да и воля под надзором.
Дарят нам чужие жены
Счастье темным коридором.
Насчет чужих жен и темных коридоров автобиографично?— Собирательно...
— Лаконично...— Зато правда!
— Будний день,
Он иногда бывает праздником —
Всего-то встретиться с товарищем
Да из дому удрать.
По-прежнему удираете?— Естес-с-но, хотя дома-то и так три-четыре месяца в году бываю — куда же еще сбегать? На восемь месяцев завеиваюсь...
— Какая разница в том, что со мною было?
И где меня три дня, как облачко, носило?
Что, пропадали иной раз на три дня?— Ох, пропадал...
— И не звонили родителям, не говорили, где вы?— Один раз получил от интеллигентного папы за это по морде. Ну что поделаешь — заслужил: это же мальчишеские дела. Кто из нас не убегал, кто не хватался, как за соломинку, за идиотскую фразу: «Папа, у меня не было двух копеек позвонить»? Эта отмазка известна многим и вызывает у взрослых людей смех. По крайней мере, усмешку.
— Белла, не ломайся,
Не рассказывай мне майсы!
Помнишь, Белла, как в Херсоне
Мы давали изумительный гастроль?!
Песня посвящена вашему директору Белле Михайловне Купсиной?— Это, видимо, Господь так распорядился, потому что все песни про Беллу были написаны, когда Купсину я еще и в глаза не видел.
— А когда увидели, поняли, что она — прирожденный административный талант?— Можно сказать и так.
«Принадлежу к тому типу мужчин, которые не рассказывают о своих женщинах даже родному отцу и брату»— Когда ты далеко,
Не шевельнуть рукой
И рифмы мне не найти.
Я пробовал петь,
Но голос хрипел
И не попадал в мотив.
Кому посвящены эти строки?— А вот это уже, прости, тебя не касается. Всегда говорю, что принадлежу к тому типу мужчин, которые не рассказывают о своих женщинах даже родному отцу и брату (как-то у нас в семье так заведено). Более того, я резко негативно отношусь к мужикам, которые...
— ...любят чересчур откровенничать...— ...и либо в собственных книгах, либо в бане о своих сердечных делах и похождениях треплются. Не мужское это, считаю, дело, и очень нечестно по отношению к женщинам так поступать, поэтому никогда и никому о романах своих не рассказывал, не рассказываю и рассказывать не буду.
 «Махну, не глядя, думский кабинет на тихий, с райской яблоней, пригорок...». Депутаты Российской Госдумы — Владислав Третьяк, Иосиф Кобзон и Александр Розенбаум во время заседания |
— Как любил я Зойку одевать —
Ей, что ни надень, всегда к лицу.
Любите слабый пол принаряжать?— Очень!
— Вещи покупаете лично?— По-моему, гораздо интереснее так: вы вошли, ты сел, а женщина...
— ...встала...— А женщина одевается. Ты ею любуешься, а потом достаешь кошелек и платишь — это такой кайф!
— Снова на дворе
Сердце надвое.
Я год за два ел — довела.
Заневестились
Струны песнями,
А моя вдовой померла.
Неужели финал действительно оказался таким прискорбным?— Та струна — да, благополучно скончалась.
— Жалели об этом?— Нет — другую нашел.
— Было время, были силы,
Да уже не то.
Годы волосы скосили,
Вытерли мое пальто.
Неужели это про вас?— И про меня в том числе. Это такой собирательный, если хочешь, образ вечного жида, к коим я тоже отношусь.
— А старый конь —
Он, детка, борозды не портит.
Старый конь «в законе» —
Он вообще не пашет...
Что конь — понятно, но почему старый?— Потому что и я уже немолодой.
— Можно же было написать «немолодой конь». Или по мелодике лучше «старый»?— Есть поговорка такая: «Старый конь борозды не портит», но, чтобы не услышать в ответ от девушек, что он глубоко не вспашет, лучше сразу предупредить, чтобы вопросы потом не возникали: «Да он вообще не пашет».
— И на болотах все как прежде —
Крылья хлопают вдали.
Все буянят, все расплескивают удаль.
Но а я уже не буду —
Занавесочку спалил, —
И то вспомню, то забуду,
Как за птичками ходил.
Вы свою занавесочку спалили?— Вышил себе новую. Одну перевел — другую повесил, эта выцвела, та засохла... Разным временам и занавесочки необходимы под стать.
— Это хорошо?— Это правильно (
копирует Горбачева), потому что мы перестраиваемся постоянно, понимаешь?
— Было все это так, только время не ждет,
Вот сейчас бы и дать самый полный.
Я в машины кричу: «Самый полный вперед!» —
Но не тянут винты, вязнут в волнах.
Ваши винты еще не буксуют?— Да вроде бы нет.
— А творческие?— Бывает, что и стопорятся... Приходится посылать водолазов счищать с лопастей водоросли...
— Сами этим не занимаетесь?— Ну, я не могу же сам себе провести техобслуживание. Бывает, горючка кончается — надо заправиться. По-разному происходит: постоянно в одинаковом режиме винты крутиться не могут — нет такого механизма, который работает, не уставая. Не придумали еще perpetuum mobile — ищут, но пока безуспешно, и то же самое с человеком, с его творчеством. Слава Богу, я пока чувствую в себе силы, и ходовая моего, так сказать, судна...
— ...смазана...— ...еще может работать.
— Зашуми, пойди опять ты кругом,
Голова бедовая моя!
Раз отмерю, да семь раз потом отрежу,
Закушу узду и разорву подпругу.
Где-то там, вдали, живет моя надежда,
Где-то там бежит по заливному лугу...
Ваша бедовая голова еще зашумит? Вы можете себе такое представить?— Конечно. Господи, да она совсем недавно шумела — почему нет?
— Без последствий?— Так я же не про алкоголь!
— И я о другом...— Ну да, без последствий, а че? Все-таки человек я... Мы же договорились, что пусть старые или немолодые, но ходовая-то еще в порядке...
— Любовь мою последнюю
За слухами да сплетнями
Ты, осень, разгляди и сбереги.
Последняя любовь еще впереди?— Never say «never» — никогда не говори «никогда», да и как можно загадывать? Как? Может, она впереди, может, и позади — не знаю. Человек, я так думаю, способен влюбиться и в 80.
— И, говорят, влюбляются...— Ну, вот видишь...
«Моя дочь, — предупредил я будущего зятя, — не может быть разведенной: может быть только вдовой»— Как трещали цикады,
Пахло липовым цветом.
Над скамейкой качалась голубая звезда.
И немела эстрада
Пред картавым поэтом.
Был отец мой нестарый и мать молода.
 «Я жил, как настоящий музыкант, я пил мелодии, разбавленные водкой, и глотку драл, натруженную глотку по зонам и на сценах разных стран». Владимир Винокур, Александр Розенбаум, Николай Расторгуев, Александр Буйнов, Александр Маршал... |
Часто ли вы видитесь с родителями, и какие знаки внимания им оказываете?— Родителей навещаю всегда, когда нахожусь в Питере. Сегодня я для них (после смерти брата особенно) все — и моральная поддержка, и материальная: един во всех лицах...
— И свет в окне, и смысл жизни, правда?— Совершенно верно, поэтому какие знаки внимания? Они обо мне думают ежедневно, ежечасно, ежеминутно и ежесекундно, и если не позвоню день домой, мама уже претензии предъявлять начинает...
— Вы что-то им дарите?— Ну, конечно.
— Чем в последний раз баловали стариков?— Папе подарил пару свитеров на зиму, а маме привез из Израиля картофелечистки — она очень просила. Да нет, я постоянно им что-то тащу, не прихожу никогда в дом без цветов и сумки продуктов. Ну а как же?
— Благодарю, Господь, за счастье дней,
В которых дочь моя была моей.
Что это были за дни?— До ее замужества, а сегодня она...
— ...не только ваша?—
(Грустно). Не только моя. Теперь она принадлежит мужу, двум своим детям.
 «Алла, не ломайся! Не рассказывай мне майсы...» |
— Вы к супругу ее ревнуете?— Нет. Абсолютно. А че?
— Зять нравится вам?— Хороший парень. Ты пойми: я отец...
— ...атэц...— ...мне главное, чтобы он ее любил.
— Любит?— По-моему, да.
— Тогда пусть живет!— Ну не случайно же перед свадьбой я его предупредил: «Моя дочь не может быть разведенной — может быть только вдовой, понимаешь?». Он понял...
— Не зная русского языка, по выражению глаз...— Короче, объяснил ему, что к чему. Нет, произнес это, конечно, шутя, но в каждой шутке есть доля правды. Смотри: они уже 11 лет вместе, старшему внуку 22 декабря исполнится 10 лет. У них в семье ладно — я это вижу, а родителям ничего больше не надо: все остальное приложися. И мы поможем, и они сами с усами, но если он ее любит, папа доволен.
— Уже старушки кажутся родными,
А девочки — как куклы заводные,
И Моцарта усмешка все слышней.
Уже уходят за полночь соседи,
Не выпито вино, и торт не съеден,
И мусор выносить иду в кашне.
Неужели действительно бабульки родными кажутся?— Они тоже, чтобы ты знал, бывают разные. Встречаются такие — ой-ой-ой! И девочки-старушки бывают, и старушки-девочки...
— Не хочу стареть, не хочу,
Дело запахло внуками...
Скоро и правнуками запахнет — вы к этому философски относитесь?— Ну ладно, ладно! До правнуков у меня еще время есть.
— Ну, еще лет 10 и...— Нет, мне не хотелось бы, чтобы Дэвинька в 19 лет стал отцом — я консервативный человек, патриархальный, и считаю, что тинэйджеру это рано. Да, неизвестно, что лучше, а что хуже, но мне кажется все-таки, что мужчина готов быть отцом не раньше 24-х-25-ти лет.
— В этот вечер я так одинок,
Я так промок, налей, сынок.
Ну и можно дополнить эту цитату:
Сорок лет почти один,
Лампу тру, как Аладдин...
Вы часто чувствуете себя одиноким?— Думаю, чем более человек публичен, тем более он одинок.
— Высота одиночества —
Элемент ультра-си,
И спускаться не хочется,
И стоять нету сил...
Что же, простите, делать?— Ну, не случайно же этот элемент исполняют только хорошо подготовленные гимнасты.
— Ведь нет у одиночества
Имени и отчества,
Ну а мне в плечо твое
Так уткнуться хочется.
В чье плечо вам хочется уткнуться сегодня?— В плечо близкого человека. Могу уточнить: прежде всего в мамино...
— Достойный ответ, между прочим... Чтобы никого не обидеть, да?— Дим, ты пойми: все в этой жизни бывает. Вообще-то я никогда не плакался, но могу представить себе ситуацию: сядем с каким-нибудь дядькой, бухнем при наличии желания и возможности, и в его плечо, допускаю, мне захочется вдруг уткнуться (что не значит броситься и обрыдаться). Близкий человек может появиться в любую секунду — все зависит от ситуации, но мама — она вечна, и в ее плечо хочется утыкаться 24 часа в сутки, потому что оно мамино.
«Памятник себе я уже мысленно приготовил: хочу, чтобы на плите у меня собака лежала»— Одинокий волк — это круто,
Но это так, сынок, тяжело.
Ты владеешь миром как будто
И не стоишь в нем ничего.
В каком смысле ничего не стоишь?— Да во всех. Мы уже с тобой говорили: от сумы да от тюрьмы не зарекайся, и в нашей новейшей истории проходим это едва ли не каждый день. Гиганты мысли...
— ...отцы русской демократии...— ...апологеты бизнеса и денежных знаков только вознеслись: «Все, я владею миром» — бах! — послезавтра на нарах...
— ...и по этапу — в Читу...— ...к примеру.
— Одиноким волком я бегал
И одиноким волком умру.
Хорошая смерть?— Не очень приятная, наверное, но уважаемая.
— Интересно, а вы видели документальный фильм про эвтаназию, который недавно показали? Как вы относитесь к уходу по собственному желанию?— Это один из моментов, провоцирующий жаркие споры у студентов мединститута, но чем ты старше, тем больше видишь смертей родных, и тем сложнее к этому вопросу относишься. Не знаю!.. Только сам человек в силах принять такое решение — никто за него это сделать не может. Представь: твой близкий-преблизкий при смерти, сильно страдает — ему остался, ну, скажем, год мук, — но кто даст гарантию, что через семь месяцев не изобретут какое-нибудь лекарство, которое его вылечит?
— Довод...— Да, эти семь месяцев бедняга промучается, но появится препарат, которым ты его вытащишь с того света, и он проживет еще лет 20, а то и 30 — да даже пусть год или два. Это, повторяю, конкретный близкий тебе человек, которого жалко, а не какой-то неведомый дяденька N. Будем мы его эвтанировать или нет? Я почему так напрягся сейчас, почему даже присел поближе?
— Тема такая...— Потому что это проблема важнейшая и нужно очень точно ее понимать.
— Песни дочке завещавши, я уйду, не попрощавшись,
Упадет на лист опавший первый снег...
Обо мне не надо плакать — пусть придет моя собака
Поскрести могилу лапой по весне.
Некоторые, как поэт Танич, пишут заранее сценарии собственных похорон и отдают указания по судьбе творческого наследия. Вы, простите за бестактный вопрос, над этим задумывались?— Задумывался, только никак не могу с духом собраться. Прикидывал, как это сделать...
 С Михаилом Елисеевым в картине «Не хлебом единым», 2005 год |
— Ну и какие соображения?— Памятник себе мысленно уже приготовил.
— Какой?— Хочу, чтобы на плите у меня собака лежала — все!
— Процедуру в общих чертах тоже определили?— Я тебя умоляю — зачем, хотя музыку, которая должна играть у меня на похоронах, придумал. Вот ее распишу — если будет, конечно, время.
— Музыка ваша?— Нет, разумеется, — зачем мне моя? Я что, сумасшедший, что ли? Черная такая, негритянский госпел — чтобы народ просто отваливался. Черные душу рвут здорово!
— А как здорово в «Спящей красавице»
По бумаге летало перо.
Только в жизни не часто встречаются
Эти сказочки Шарля Перро.
Вам тоже встречались нечасто?— Да много, наверное, было в моей судьбе сказок: красивых и не совсем, страшных и добрых. Вся жизнь человеческая — сказка.
— Я знаю, что у вас есть идея — вы ее даже запатентовали! — выпускать газету под названием... «Радость»...— Да, только профессионалов нужно найти.
— Классная мысль — в эпоху победившей чернухи дарить читателям что-то светлое, феерическое...— Пожалуйста, ты медиа-босс — предлагаю издавать вместе. А что, давай сделаем! Газета «Радость» должна выходить на хорошей бумаге, цветная, красивая, радостная, там будут поздравлять звезду Машу Сидорову со свадьбой, но не станут перечислять количество гостей и выпитого шампанского, а просто напишут: «Дорогая Маша, с бракосочетанием...
— ...мы так за тебя рады!..— ...Желаем тебе счастья, здоровья и деточек, как на елке веточек!». Вот так надо приветствовать звезд, а у нас из этого делают балаган, от которого просто тошнит.
— И так как все мои вопросы
Остаются без ответа
(это я не о себе. — Д. Г.),
Две мечты имею: космос
И сто первый километр.
В космос точно не забраться —
Для него не вышел рожей.
Так что двину-ка я, братцы,
К светлым далям Подпорожья.
Вы что же, действительно мечтали полететь в космос?— А я и сейчас бы не отказался, если бы было здоровье и 20 (или сколько там это сегодня стоит?) миллионов долларов.
— Вроде уже под 50 — инфляция...— Короче, если бы у меня были лишние, с удовольствием туда бы рванул.
— Если завтра Мавзолей будет срыт,
Если вдрызг развалит Землю атомный взрыв,
Если бифштекс подадут мне сырым —
Плевать, я хуже знал времена.
Дальше фраза просто гениальная.
Если черный попадет в Белый дом,
Моя жена начнет учить айкидо,
А лучший друг расскажет анекдот с бородой —
Плевать, я хуже знал времена.
Насчет черного, который попадет в Белый дом, — предсказание покруче Глобы. О чем вы думали, когда это писали?— Просто я люблю и знаю Америку, а ты что хотел бы — чтобы при таком количестве афро- и латиноамериканского населения черный не смог бы стать президентом Соединенных Штатов?
— Но вы довольны, что Обама им стал?— Я в США не живу, но раз они посчитали нужным его избрать — нормально.
«Абсолютного счастья нет: даже человеку в крайней степени дебилизма, когда он кашу руками ест, мухи мешают»— Безответны многие вопросы.
Параллели, иксы, параллаксы...
Почему так часто люди босы
В туфельках за пару тысяч баксов?
А действительно, почему?— Ты наверняка сталкивался с очень богатыми людьми, которые приходили к тебе и просили помочь им издать книжку или записать диск. Лично я таких видел, и это очень смешно. Им хватает всего, но хочется еще популярности: «Хорошо бы, чтобы узнали меня как писателя, чтобы я песни спел». Это оттого, что здесь (показывает на грудь) маловато: весь в шоколаде, туфли за две тысячи баксов, а сердце, душа босые какие-то.
— Диссонанс...— Еще и какой!
— Иногда богаче нищий,
тот, кто не успел скопить,
Тот, кого уже никто нигде
ничем не держит.— Это уже о других людях.
— Вы в этом уверены?— Абсолютно. Почему опять-таки Гоген из Франции махнул на Таити? Почему некоторые...
— ...навсегда в Тибет уезжают...— ...и уходят в монастыри? Потому что, наверное, хотят быть богаче духовно.
— Йом ве-лайла, йом ве-лайла
Еврей судьбой каждый день играет.
Вы тоже?— Да, потому что с тех пор, как распяли Христа, определенные сложности в существовании еврейского человека и в его отношениях с остальным миром имеются.
— Целая жизнь легла в землю проседью,
Целую жизнь все бегал по просекам,
Целую жизнь я с бору по сосенке
Эти слова собирал...
Целую жизнь с друзьями отечными,
Целую жизнь в плевках и в пощечинах,
Целую жизнь здоровьем по счетчику
За счастья миг платил.
Александр Яковлевич, разве же это жизнь?— Конечно!
— Вы сейчас, по-моему, призадумались: «С чего это я так?»...— Да нет, правильно все написал и убежден, что тот, кто достиг определенного положения в профессии, в обществе, — ну, если только он не украл, не убил! — просто обязан был пройти через многое. Особенно в нашей стране: куда ни глянь, с этим столкнешься. Возьми любого (повторяю, если он не украл и не убил) — это очень много вытерпевшие в жизни люди, терпигорцы.
— Ау... Днем и ночью счастье зову.
Ау... Заблудился в темном лесу я.
 Александр Розенбаум — Дмитрию Гордону: «Есть шикарный плакат: красная икра, и на ней черной икрой написано: «Жизнь удалась!». Слава тебе Господи, это не про меня. Икру в больших количествах не ем и вообще не очень ее люблю, а удалась жизнь или нет — не мне судить...» |
Я почему-то вспомнил сейчас одну песню — ее Иосиф Давыдович пел когда-то: «И счастья нет, и счастье ждет у наших старых, наших маленьких ворот». Где же оно — счастье? Вы для себя нашли на этот вопрос ответ?— Для меня счастье — что-то мгновенное, оно может длиться час, день или месяц, хотя месячное — это уже много: хорошо бы недельное было. Как правило, оно одномоментное: ты что-то классное сделал и испытал счастье, встретился с каким-то человеком красивым, с которым тебе хорошо было, — счастье, ты, предположим, голоден, как волчара...
— ...позорный...— ...желудок свело, и вдруг тебе подают сумасшедший бифштекс — счастье. Свое! Настоящее! Поэтому для меня... Не знаю, есть ли абсолютно счастливые люди, которые пребывают в этом состоянии постоянно... Думаю, нет.
— В психбольнице таких много...— Ну, не скажи — даже человеку в крайней степени дебилизма или имбецилу, когда он, абсолютно, казалось, счастливый, кашу руками ест, мухи мешают — приходится их отгонять. Ему тоже кое-что не по кайфу, ты понимаешь, поэтому абсолютно всем удовлетворенных на этом свете не бывает. Возможно, в раю, куда Господь прибирает...
— ...но и там мухи райские...— Не знаю...
(Задумчиво). Сам я там не был, писем оттуда мне никто не писал, но, может, там есть для особо отличившихся умерших абсолютное счастье... На земле, убежден, его нет.
«Хороший дом, крепкая семья — что еще нужно, чтобы встретить старость?»— Тот, кто беды не знал,
Тот счастья ни капельки не нашел.
Это аксиома?— Да, я в этом уверен. Так уж устроен мир.
— Мужское плечо и женская рука
Друг друга в ночи коснутся боязливо.
Есть океан у моряка,
У пирамид — века,
И у поэта есть строка,
А значит, мы живы.
Жизнь для вас — это наличие новой строки?— И это тоже, а еще возможность ощутить себя нужным в профессии, почувствовать благодарность человеческую за то, что для людей сделал, — ничего выше для меня нет. Все остальное замечательно: хороший дом, крепкая семья — что еще нужно, чтобы встретить старость? Но все теряет смысл без огромного удовлетворения тем, что свою жизнь ты смог построить правильно — чтобы она послужила не только тебе самому.
— Прошлой жизни вернуть ворожбу
Никогда никому не дано.
Как-нибудь, где-нибудь, с кем-нибудь
Всем нам быть суждено.
И вам тоже?— Конечно.
— Вам грустно это сознавать или радостно?— Хм, а что же здесь радостного? Повторюсь: мы с тобой не в раю, а в совершенно другом месте, где терпим смертные муки.
— Махну, не глядя, думский кабинет
На тихий, с райской яблоней, пригорок.
Друзей не предавал, и не был вором,
Старался жить, как истинный поэт.
Я жил, как настоящий музыкант,
Я пил мелодии, разбавленные водкой,
И глотку драл, натруженную глотку
По зонам и на сценах разных стран.
Жизнь удалась?— Есть
(смеется) шикарный плакат: красная икра, и на ней черной икрой написано: «Жизнь удалась»...
— Но это же не про вас...— Слава тебе Господи, не про меня. Икру в больших количествах я не ем и вообще не очень ее люблю, а удалась жизнь или нет — не мне судить и не сейчас: об этом могут сказать люди, когда меня не станет. Только после ухода человека о нем вправе говорить: «Его жизнь удалась» (или «Не удалась») — имея в виду не количество автомобилей или карет, на которых он ездил, а прежде всего то, что он после себя оставил.
— Не жалею, что живу я часто, как придется...
Действительно не жалеете?— Нет. Абсолютно. Каждый день моей жизни разный, и я никогда не сожалею о том, что было. Могу лишь посетовать на что-то, и все — так уж распорядился Господь.
— Александр Яковлевич, спасибо вам за интервью, за удовольствие, которое я получил... Мы вот сейчас беседовали, я вспоминал ваши песни... У вас не закралась при этом шальная мысль: «Господи, неужели это я все написал?»?— Периодически я об этом думаю... Вот вышла недавно моя новая книга, меня спрашивают: «Хорошая?», и я отвечаю: «Шесть с половиной сантиметров».
— Вы знаете, так расставаться не хочется... Может, напоследок что-нибудь свежее прочитаете?— А почему бы и нет?
(Читает):Заливали каток, изоленты мотали на клюшки,
В медвежат превращалась орава худых малышей.
— Береженого Бог бережет, — говорила мне бабушка Нюша,
Горло шарфом укутав до глупо торчащих ушей.
Мы росли на дрожжах и на танцы ходили по средам
(В выходные дороже на тридцать копеек билет).
Береженого Бог бережет — я внимал наставленьям соседа,
Опуская в карман из свинца самопальный кастет.
Зачем? Опять?
Забыть... Не вспоминать...
Но даже рыба через всю планету
Идет к себе домой икру метать,
И память, как мечта, нужна поэту
Детей взрастить и воспитать.
Духовитый Афган пацанов хищной лапой зацапал.
На войне, как всегда, нету мамки бойца пожалеть.
— Береженого Бог бережет! — горло рвал перед вылетом прапор,
Подгоняя в плечах и под мышками бронежилет.
Месяцами в пути. Города проезжаю и села,
Часто сплю в поездах, пересек не один океан.
Береженого Бог бережет — я стучу суеверно по полу
И икону с Николой прячу в левый нагрудный карман.
Через два — шестьдесят, а я покоя, как прежде, не знаю.
Все хочу отдохнуть, ведь не вечны ни разум, ни плоть.
Береженого Бог бережет. Мне велят — я таблетки глотаю,
Понимая, что их не берет во вниманье Господь.
Береженого Бог бережет — регулярно таблетки глотаю,
Понимая, что их не берет во вниманье Господь.