  Смотрите авторскую программу Дмитрия Гордона30 октября-5 ноябряЦентральный каналАнатолий КОЧЕРГА: 4 ноября (I часть) и 5 ноября (II часть) в 16.40
|   |   |  
29 ноября 2011
Директор Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Владимира Преснякова и Филиппа Киркорова Олег НЕПОМНЯЩИЙ: «Я не могу утверждать, что Алла полюбила Филиппа как женщина мужчину, как Джульетта Ромео, однако какие-то чувства у нее были. Какие — никому не понятно, но им было хорошо, а вот в то, что сейчас ее сердце Галкиным занято, я не верю»
Часть II (Продолжение. Начало в Части І) «ДИРЕКТОРОМ АЛЛЫ ПУГАЧЕВОЙ Я БЫЛ 15 ЛЕТ - С 82-ГО ПО 97-Й» - Идем дальше: если с Орбакасом Пугачеву познакомили не вы, то Болдина уж точно вы привели...  | Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- В гостинице «Ритц Карлтон», где мы сейчас беседуем (раньше она «Интурист» называлась), на втором этаже был ресторан, и там отмечал день рождения один из моих приятелей. Аллу пригласили со Стефановичем - ее тогдашним мужем, а среди прочих гостей был Женя Болдин со своей женой Милой, которая потом, после развода, уехала в Италию. Женя всегда был нашим другом - тоже очень хороший человек... - Интересный мужик был? - Очень! Добрейший, спокойный... - ...интеллигент... - ...таких вообще мало, и вот перед этим праздником Алла из-за чего-то со своим Стефановичем поругалась и пришла одна. Села рядом со мной, а Женя наверху сидел - увидел нас и рукой помахал (как он теперь рассказывает, они давно были знакомы - мол, разыграли меня). Помню, Алла мне говорит: «Хочешь директором у меня работать?». - В тот вечер? - Да, а я в ответ: «Алла, нет, мне так хорошо в никулинском цирке главным администратором...» (в училище просто копейки платили, а в цирке - более-менее). «Нет, - говорю, - Алла, но я тебя сейчас кое с кем познакомлю - вот такой у тебя будет директор!» - ну и зову его: «Женя, иди сюда!». Уступаю свое место, он с Аллой садится, и все, они договариваются. - Он тогда где работал? - На моей должности в Союзконцерте. Я Ротару возил, он - Лещенко, кого-то еще. Ездили с ансамблями разными, c коллективом Игоря Моисеева, «Березкой»... Я знаю, что это я с Аллой их познакомил, он утверждает теперь, что они уже были знакомы, просто меня разыграли, но какая разница? - главное, что с тех пор... - ...срослось... - ...уже неразлучны были. Она развелась со Стефановичем и фактически вышла замуж за Болдина (они еще не расписались), он стал ее директором... - В каком же году директором Аллы Борисовны стали вы? - Когда меня пригласил уже Болдин - после второго цирка, на Ленинских горах, где я был помощником Милаева, зятя Брежнева...  | С Аллой Пугачевой. «Ее секрет заключается в ней самой. В ее безумной харизме» |
- ...мужа Галины Леонидовны... - Я, кстати, был в эту семью вхож, но история это отдельная, а тогда уже понимал, что Пугачева есть Пугачева. - Это не цирк! - Не цирк. После того как Евгений Гинзбург, великолепный режиссер... - ...который «Новогодние аттракционы» снимал... - ...провел последний «Аттракцион» в Цирке на Ленинских горах, где выступали Лорентана Берте, Эрос Рамазотти... - ...Игорь Кио ведущим был... - ...и Алла пела две последние песни Николаева - «Расскажите, птицы» и «Айсберг», я почему-то понял, что дальше тянуть нельзя: упущу, и мы с Болдиным разговорились. Я спросил: «Женя, понятно, что ты муж, директор, а с коллективом-то кто работает?». Он: «Ну вот иди и им занимайся». Я: «А что? Завтра приду». На следующий день мы с ним встретились... - ...это 82-й год? - Да, и с тех пор я стал с Аллой работать. - Сколько же лет вы были директором Пугачевой? - Ну, если считать, что директор Володи Преснякова и директор Киркорова - это все, имеющее отношение...  | «Алла потрясающая актриса, и очень жаль, что в кино осталась за кадром». Справа — Олег Непомнящий |
- ...к Алле Борисовне... - ...то с 82-го по 2000-й. - 18 лет, а непосредственно Аллы Борисовны по... - ...97-й. «ЕСЛИ БЫ Я УЕХАЛ В СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ, СТАЛ БЫ ДИРЕКТОРОМ МАДОННЫ ИЛИ МАЙКЛА ДЖЕКСОНА - ОН БЫ ЕЩЕ ЖИЛ!» - 15 лет (и каких!) - немало. Скажите, а что значит работать со звездой такого уровня и такого масштаба? - Это большое удовольствие прежде всего. По натуре своей я, как и многие, тщеславен... - ...и хорошо! - Иначе, может, таким не был, так вот, будучи тщеславным, никогда не забуду лето в Одессе. У нас были гастроли, мы жили в Аркадии в гостинице, Аллу я в отдельном домике поселил, и из всех ресторанных окон... - ...доносились ее песни... - «Лето, ах, лето!..» - я шел, и казалось, что все на меня смотрят, будто это сама Пугачева идет! (Смеется). Настолько тщеславие переклинивало, а если б тогда я ушел? Мне кажется, уважаемый Дмитрий Гордон, что если бы я оставил тогда Пугачеву и уехал бы, на минуточку, в Соединенные Штаты Америки, как многие другие...  | Дмитрий Гордон: «Я слышал, вам Галкин не нравится, — почему?». Олег Непомнящий: «Мне он ничего плохого не сделал, но я не приемлю его творчество»
Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- ...а были варианты? - Были, так вот, сегодня я бы разговаривал с вами как бывший директор Мадонны (смеется) или Майкла Джексона - он бы еще жил! Только на этом уровне, серьезно, потому что в СССР я был самым главным директором. - Ну, круче не было - это точно! - Что вы - ко мне подходили наши звезды (та же Лайма - потрясающая, которую я обожаю) и спрашивали: «Расскажи, а как?.. - ...что она делает, эта Алла?»... - Да, и в милых беседах я объяснял, как и почему. - А вы знали? - Конечно. - Знали ее секрет? - Разумеется. - В чем же он заключался? - В ней самой - раз. В ее безумной харизме, развитой - два.  | Филипп Киркоров, Олег Непомнящий и Алла Пугачева. «Я сидел с ними в ресторанах, слышал их разговоры — вдвоем им было прекрасно» |
- Развитой - это уже интересно... - Да-да, ведь правильно некоторые поступают - сами в себе ее развивают, вытягивают, а выходя к зрителю, моментально пускают невидимые нити и захватывают весь зал. Настоящая актриса, чтобы весь зал захватить, должна видеть каждого: три тысячи зрителей, шесть тысяч, 12, в «Олимпийском» - 25, неважно: должна видеть всех и ко всем протянуть эти нити. - Вроде бы никаких усилий... - Ну да, но при этом она никогда от зрителей не отворачивается! Когда с Володей Пресняковым мы создали две программы - «Прощание с детством» и «Шоу Владимира Преснякова»... - ...самые звездные его представления по сей день... - ...я принимал в них не только продюсерское, но и режиссерское участие: находил танцоров, обеспечивал все необходимое, и однажды Володя попросил (сам подойти к Алле боялся): «Спроси у нее, как? Какие замечания?». Я Алле все передал, и она ответила: «Никаких, за исключением одного - пусть он не поворачивается к зрителю ж...». Я: «Почему? - ведь спиной тоже можно работать», а она: «Спина - это другое». Дело все в том, что, протянув к зрителям нити («У него тоже харизма есть», - Алла сказала), он поворачивается к ним задним местом и нити все обрезает, а когда возвращается, их опять нужно протягивать. Что-то уходит, публике скучно становится... «АЛЛА ОБЛАДАЕТ СИЛЬНЫМ ЭКСТРАСЕНСОРНЫМ НАЧАЛОМ - ЛЮДЕЙ НЕ ЛЕЧИТ, НО СПОСОБНОСТИ У НЕЕ ЕСТЬ» - Итак, внутреннее состояние - раз, харизма - два... Что еще? В чем главный секрет Пугачевой? - Ну, вы же знаете: она обладает сильным экстрасенсорным началом. Развитием его не занимается, людей не лечит, но способности у нее есть.  | Венчание Киркорова и Пугачевой в Иерусалиме, 1994 год. «Хороший был брак. Он до сих пор ее поклонник. Она до сих пор его друг». Слева во втором ряду — Олег Непомнящий |
- То есть она сверхчувствительна? - Да, безусловно, и примеров можно привести много. Она, в частности, предугадывает какие-то серьезные вещи, вот как однажды в Корее. Алла с коллективом были приглашены на день рождения Ким Ир Сена, ныне покойного, мы выступили там с концертом, и нас провожали на самолет, который летел из Пхеньяна в Хабаровск (из Хабаровска мы уже на другие собирались гастроли). Сопровождали нас все чины, в том числе сын Ким Ир Сена... - ...Ким Чен Ир... - ...и вдруг Алла тихонечко мне говорит: «Пойди-ка вперед, осмотри самолет». Я: «А че?». - «Ну, все там проверь - что-то мне неспокойно». Я поднимаюсь по трапу, там уже двое наших ребят сидят, из ансамбля, а у меня в руках сумка - купил своим первым внукам всякие корейские поделки из риса. Думаю: «Положу-ка ее в отсек для ручной клади», но, когда в этот Ту-154 вошел, в нос мне ударил ужасный запах. Гляжу - стоит бутыль с чопом таким, и из нее голубая струйка сочится и тут же испаряется. Потом оказалось, что это был сероводород: взлетев с этой практически открытой пробкой, мы бы погибли через 15 минут от удушья. Я сказал нашим: «Быстренько возьмите эту бутыль и аккуратно вынесите на улицу». Алла все поняла, и нас перевели на борт личного самолета сына вождя. Что-то она предчувствовала, предвидела... Второй случай был во Владивостоке. Партийное руководство во всех городах просило обычно, чтобы мы возложили цветы на Могилу Неизвестного Солдата (а там - Неизвестного Матроса, в центре города). Ни я, ни Алла этого театрализованного действа не любили... - ...фальшь в этом какая-то есть... - Понятно же: положить цветы... - ...самой... - ...это интимная вещь - можно задуматься, поклониться памяти от души, а здесь показуха, но так достали, что Алла согласилась: «Хорошо, только смотри, как бы чего не вышло». Шли мы медленно, я нес цветы - огромный букет хризантем. Подходим к Вечному огню, отдаю Алле букет, чтобы его возложила, она это делает - и вдруг огонь... гаснет! Бедный мальчик, который почетный караул у него нес, начинает спичками поджигать эту горелку, а Алла мне говорит: «Я тебя предупреждала - не надо этого».  | Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
Из книги Олега Непомнящего «Однажды наступит завтра». «Она вольным ветром неслась по стране, переворачивая вверх дном застоявшуюся жизнь провинциальных городов, людские волны выплескивались после концертов на улицы, унося с собой бесконечную игру отражений ее песен и образов, и не имело большого значения, проклинали ее или боготворили в толпе: никто не уходил равнодушным. Знаю, что порой возникало желание спастись от нее бегством, но не было человека, способного уйти посреди концерта или в антракте, как нет людей, способных отвести взгляд от северного сияния или степного смерча. Рыжая ведьма с магическим кристаллом в нежных руках, наделенная способностью слышать беззвучное и видеть невидимое, в сопровождении свиты достигла Дальнего Востока. Над Владивостоком в безупречной синеве гомонили чайки, и корабли осторожно подходили к пристани, боясь пораниться о чуждую им плоть земли. Прогнозы погоды дышали спокойствием, и когда Алла вскользь обронила при мне фразу: «Завтра будет цунами», - я не без ехидства подумал о том, как она вывернется из ситуации, когда не произойдет ничего. Будучи уверен, что так оно и получится, на 99 процентов, и великодушно оставляя ей один шанс из 100 на правильность догадки и погрешность метеослужбы, я даже на досуге придумал за нее парочку отговорок. Например, после концерта она вполне могла сказать, что было настоящее цунами аплодисментов - и кто бы ей стал возражать? На следующий день где-то в Японском море случилось землетрясение, и на Владивосток обрушилось цунами: средь бела дня, при ясном солнышке, 15-метровые волны сносили на своем пути все. Подобные сверхъестественные происшествия вполне можно было счесть знамениями каких-то грядущих перемен, но Алла сама относилась к ним легко и заражала этой легкостью всех вокруг». - Экстрасенсорные возможности - это третье. Что еще? - Актерский талант - она потрясающая актриса, и очень жаль, мой друг, что... - ...кино и театр прошли мимо... - Больше скажу: удивляет и то, что я, вроде такой харизматичный человек, с природными актерскими данными, так мало снимался - к сожалению. - Но зато так удачно - к примеру, в картине «Граница. Таежный роман» какая хорошая роль! - Ладно я, но Алла! Раневская ведь была, Орлова - великие наши актрисы! - и Пугачева могла быть. Без улыбки о Раневской не вспомнишь, без восторга об Орловой не скажешь - ну почему Алла в кино за кадром осталась? - А вы как считаете? - Много причин. Сегодня и наша Дума, и ваша Рада - это все шоу-бизнес... - ...абсолютный... - ...настоящий, а тогда, если Алла сама к шоу-бизнесу принадлежала, режиссеры - талантливые... - ...серьезные... - ...ее не воспринимали: «Да ладно...». - Мне тем не менее давно-давно она говорила, что Никита Михалков предложил ей роль комической старухи... - Предложил, однако не снял, а годы идут! Алла сейчас, чтобы такую сыграть роль, в самом соку - это было бы смешно, но алло, откуда у нас комедийные фильмы? - Где Гайдай, да? - Вот именно, и кто из сценаристов может нечто подобное написать? «С АЛЛОЙ МНЕ БЫЛО КЛАССНО, НО ЕЕ ЛЕГКО ПРОТИВ КОГО-ТО НАСТРОИТЬ» - Талант актрисы понятно, а что еще? Умение работать с авторами, репертуар подбирать? - Ну, это уже ответвление от основного, а основное я перечислил. - Иосиф Давыдович Кобзон говорил мне: «Алла, конечно, великая, но той славы, которая была у Магомаева, ни у кого, в том числе у нее не было»... - Я бы так не сказал. - Ну хорошо, а если сравнить Магомаева и Пугачеву - чья величина больше? - Магомаева, мне кажется, нужно с Ротару сравнивать - это голосовые певец и певица. - Но какой же он был харизматичный! - А Ротару тоже харизматична! Та, ранняя Ротару? - о чем речь! А какой голос шикарный! «Мой белый город», «Алексей, Алешенька, сынок» - у людей слезы текли... - А «Лебединая верность»! - Да даже «Червона рута», «Иване, Иване» - грудной голос, немножко произношение в нос... Муслим, безусловно, был ого-го (вспомните его «Свадьбу» или «Чертово колесо»), но кавказская кровь и темперамент превалировали в нем над харизмой, хотя Магомаев действительно лучший. - Тем не менее однажды, на юбилее Муслима Магометовича, меня поразило, как Пугачева произносила тост. Такой я ее никогда не видел! - она говорила, как девочка, школьница, и была отчетливо понятна субординация - кто есть кто. У Аллы Борисовны был такой трогательный, волнующий, сбивающийся голос - я даже не представлял, что она на такое способна! - Ну, естественно, это же юность Аллина - к тому времени Муслим уже был популярным. Когда он садился за рояль и исполнял итальянские песни, Алла еще была малышкой. - Когда человек такая звезда, как Пугачева, в общении он непрост - да он и не может простым быть, ведь правда? Это всегда характер, мощь, буря... - Только что об этом я говорил! - Тяжело было с ней? - Наоборот, классно, но Аллу легко против кого-то настроить. Ну вот апрельский «Караван историй» - самые лучшие слова мною о ней сказаны... - ...прекрасное интервью, я читал... - ...а Филиппу что-то там не понравилось, об этом он сообщил Алле (как мне уже потом рассказали), и все, хотя эту статью, по-моему, она даже не читала. Еще больше меня от себя отдалила, чтобы даже не подходил к ней. - И вы не подходите? - А мне без надобности. Будет надобность, подойду, но если нет ее - для чего? Мне не нужно, и я ей не нужен, а когда буду нужен, снимет трубку, скажет об этом, и я приду. - Трудно, значит, с ней не было? - Ну, в какие-то, может, моменты... - Интересно, а хлопанье дверьми, ссоры были? Стаканы в голову вам летели? - Стаканов не было, но хлопанье было, и порой нелегко приходилось, но это естественно. Господи, да сейчас все так называемые звезды стараются дать Аллу Пугачеву в таблетке, и мне жалко моих коллег: и опытных, и молодых, которые... - ...вынуждены терпеть... - ...и свою судьбу с ними связывать. Это же так глупо, так отвратительно и примитивно! «КАК И КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА, ПУГАЧЕВА БЫЛА ГЛУБОКО НЕСЧАСТНА, НО И ГЛУБОКО СЧАСТЛИВА ТОЖЕ» - Вы с Пугачевой в удивительное время работали, когда любовь публики была совершенно искренней и бескорыстной, а можете вспомнить самые яркие проявления народной любви к кумиру? - Ну, вот, например, Сочи, 83-й год. Когда были объявлены концерты Аллы (по-моему, в зале «Фестивальный»), люди, разбившись по сотням, писали на руках номера, и каждая сотня через два-три часа проводила перекличку - на получение двух билетов. Если, не дай Бог, кто-то по каким-то причинам не мог прийти: обгорел, раньше времени улетел - он выпадал, и людей из следующей сотни передвигали. Ой, Господи, Томск - лютая зима, Донецк - ранняя весна... - ...Дворцы спорта, наверное? - Да, и там, и там: выглянешь в гостиничное окно - бесконечно длинная очередь. - Как говорили советские дикторы, «нескончаемым потоком шли люди»... - Да-да-да. В мороз, помню, бедные, возле маленькой стеклянной кассы толпились (в Томске же минус 40!), тоже номера писали, выходили куда-то, чтобы попить горячего, и возвращались, чтобы билетики получить... Или Владивосток опять же: когда Алла в Матросском клубе выступала, после концерта люди стояли вокруг на холмах и ждали певицу. На ниточках привязывали бумажки, деньги, открытки, чтобы она могла дотянуться и оставить на них автограф. - Пугачева эту сумасшедшую любовь ощущала, понимала, что происходит? - Конечно! - Интеллекта и такта не сойти от нее с ума у Аллы Борисовны хватало или проявления звездной болезни все-таки были? - Нет, с этим у нее все в порядке. Из книги Олега Непомнящего «Однажды наступит завтра». «В день, когда в Москве, на улице, не дойдя двух шагов до ЖЭКа, умерла ее мама, Зинаида Архиповна, Алла была на гастролях в Куйбышеве, где, как и везде, - многочисленные переклички в очередях и битком набитый зал. Концерт она отменять не стала, но благодаря телефонистке с междугородной станции весь город к вечеру знал о трагедии, и зрители, не сговариваясь, пришли в черном. Алла пела, как всегда, только, исполняя песню «Дочка, мама, ты и я», заплакала прямо на сцене. Что же было у нее, чего бы она не отдала? Эгоистичное, бескомпромиссное желание обладать чем-либо только для себя сродни одержимости бесами, и через два дня, на похоронах, поклонницы, ежеутренне кричавшие о своей любви, рвались к Алле за автографами. Они с агрессивной инфантильностью не желали жить собственной жизнью, перенимая ее манеру одеваться, старались быть своевольными, капризными, развязными, неуправляемыми и в результате подражали не ей, а какому-то ими самими созданному фантому с наскоро прицепленной табличкой «Алла Пугачева». Каждая из них втайне мечтала оказаться на ее месте, тайна эта была шита белыми нитками, а простая мысль, что сама Алла оказалась на своем месте только благодаря огромному таланту и трудолюбию, просто не посещала их затуманенные эгоистичными страстями головы». - Любимая песня Пугачевой, с которой, может, какая-то история связана, у вас есть? - Ну, одна из самых любимых - «За окном сентябрь провода качает, за окном с утра серый дождь стеной... - ...этим летом я встретилась с печалью... - ...а любовь прошла стороной...»... «До свиданья, лето» она называется, ну и, конечно, очень нравилась «Когда я уйду далеко-далеко, не мучаясь и не тревожась, быть может, вздохнет кто-то очень легко, а кто-то заплачет, быть может...». На третьем месте - «Я вся скроена из окраины...». - Хорошая песня! - Душевная. Часто студенты спрашивают у меня, а чем еще Алла Пугачева от других отличается, - с хорошими голосами, фактурами и сильной, быть может, харизмой, - и я отвечаю: репертуаром. Казалось бы, репертуар у многих достойный, но, как правило, они учат других, как нужно, а Алла рассказывает о себе... - ...от первого лица!.. - «Расскажите, птицы», - просит она... У других иногда ну вроде бы классная песня, но коробит, когда юная девочка или мальчик учит, как жить, как любить, как вести себя - это неправильно. - Певица, чтобы ее любили, не может не петь о своей несчастливой женской судьбе - я в этом убежден. У Аллы Борисовны таких песен много, а сама она была, на ваш взгляд, счастлива? - Ну, как и каждая женщина... - ...была глубоко несчастна... - ...и глубоко счастлива тоже. О ее женской судьбе практически все песни - «Без меня тебе, любимый мой...», «Ты пришел, такой ненужный, ты пришел, такой незванный...»... - А «Три счастливых дня» - совершенно, на мой взгляд, гениальная песня!.. - Вот этим она от остальных отличается, и никуда не денешься. - Вся страна, помню, обсуждала ее романы, это была тема номер один - они на ваших глазах происходили? - На моих глазах происходило все, но каких-то особых, выдающихся романов, я не видел. Были с мужьями (правда, Стефановича я не застал) - Миколасом, Болдиным, ну и Филиппом), а остальные - это «разговоры-разговоры... - ...слово к слову тянется... - ...разговоры стихнут скоро, а любовь останется». (Смеется). Все немножко не так, поэтому я не придаю им никакого значения. «МЫ ПРОЕЗЖАЛИ ЗАКРЫТЫЕ ЦЕЛЛОФАНОМ КОЛОДЦЫ, С ДЕРЕВЬЕВ ПАДАЛИ ОГРОМНЫЕ ЯБЛОКИ, МИМО ОПУСТЕВШИХ ДВОРОВ БЕГАЛИ ЛЫСЫЕ СОБАКИ И КОШКИ С ВЫПУЧЕННЫМИ ГЛАЗАМИ - ЭТО БЫЛ ДИЧАЙШИЙ УЖАС!» - В 86-м году, когда рванул Чернобыль, Алла Борисовна приехала туда вместе с Владимиром Кузьминым... - Я первый прибыл, за день до концерта, и остановился в киевской гостинице «Москва», а наутро, когда Алла приехала, мы отправились на «рафиках» в Припять. Перед этим я по Крещатику прошелся, и стало жутко: люди какие-то хмурые, невеселые (это сентябрь был, четыре месяца после взрыва прошло), и мальчик, который внизу в гостинице дежурил (сейчас это называется «охранник»), рассказал мне, что говорили японцы, которые приезжали со своими дозиметрами и в той же гостинице жили. «Я, - прошептал, - сам слышал, как они сказали: «За 10 лет здесь умрет восемь миллионов человек». - Слава Богу, японцы ошиблись, но это он вам так настроение перед концертом повысил, да? - А я ему, по-моему, даже не объяснял, зачем приехал. Единственное, что он посоветовал: «Не подходите к деревьям, не пейте воду...». - «Пейте красное вино!»... - У нас у всех оно было. Одежду свою мы потом оставили в номере, переоделись в другую... - ...а ту сожгли? - Не помню - наверное, а когда отправились в путь, уже ближе к станции нас едва ли не через каждый километр останавливали и дозиметрами проверяли колеса. Впереди поливали дорогу, мы проезжали закрытые целлофаном и обмотанные шнуром колодцы, с деревьев падали огромные яблоки, мимо опустевших дворов бегали лысые собаки и кошки с выпученными глазами - это был дичайший ужас! Когда мы попали в закрытую зону, нам объяснили: «Ступайте только по деревянным настилам, положенным на вновь привезенном песке» - они вели к пароходу «Чайковский», где была наша гримерная. Никогда не забуду, как нам принесли картошку с огромными баклажанами - есть было опасно, но мы ели. Мы же были советскими... На концерте людей была уйма! Нас предупредили, чтобы Алла не брала цветы, и зрители вместо букетов дарили ей большие открытки, на которых были нарисованы натюрморты. - Как трогательно! - Вот такая история... - Тогда, в 86-м году, во время чернобыльского концерта, она спела с Владимиром Кузьминым «Две звезды», выступление показали по Центральному телевидению, и вся страна заговорила о том, что у Пугачевой и Кузьмина роман, - это действительности соответствовало? - Нет, романа как такового не было. Алла всегда была человеком практичным... - ...в хорошем смысле этого слова... - ...да, для творчества, и ее «романы» с Раймондом Паулсом, Кузьминым и Челобановым я называл только периодами, в которых она черпала все необходимое, чтобы идти дальше и притягивать более молодых зрителей, - публика-то стареет... - Даже скандалы, похоже, были у Пугачевой для творчества - в ленинградской гостинице «Прибалтийская», например. Он, кстати, на ваших разгорелся глазах? - Конечно, и с моим прямым участием - именно из-за этого я потом в Индию не поехал. - Это так задумано было - поскандалить или получилось случайно? - Случайно, и хотя кое-что этому все же предшествовало, придумать такое не мог никто: ни Алла, ни я, ни жизнь. - Ее же селили всегда в одном люксе? - Да, в двухэтажном - номер 10000, 10 этаж. Все вышло стихийно, спонтанно... Накануне я к Алле зашел, она сидела у телевизора скучная... Смотрю - в прихожей у нее газеты... - ...«Правда», небось, «Известия»... - ...Разумеется. Пролистал их - о ней не пишут. Она: «Че, опять ничего?». Я: «Нет», и тут она (хлопает по колену): «Ну хорошо, нужен скандальчик!», но это еще ничего не значило. Нужен, но где ж его взять? - заранее такое спланировать невозможно. Они еще и с Володей между собой поскандалили... Короче, приехала Алла одна, я Володю отдельно встречал... - ...Кузьмина? Но его еще быть не могло, вы, наверное, с Болдиным его перепутали... - Нет, Болдин тут ни при чем. - Это какой год? - 84-й... Да, Кузьмина действительно еще не было, а кого же я заранее тогда встречал? - Вот в чем вопрос! - Но не Болдина - его уже с ней не было, я работал один... (Пауза). Да как не Кузьмин? Кузьмин! Накануне Алла с ним поругалась и даже в одну машину не села: поехала, как сейчас помню, с Пугачевым -однофамильцем, который ей делал массаж. Встречал я Володю - да, совершенно верно. Поселил в гостинице - уже не помню, в какой (наверное, где сам жил), а на следующий день приехала Алла. Повез ее сначала к приятелям, а потом она говорит: «Ну а теперь в гостиницу». Кстати, почему я Кузьмина помню - потому что он любил жить в «Астории». - Хороший вкус!.. - Вот я Алле и отвечаю: «Хорошо, едем в «Асторию», я там сделал номер», а она: «Никакой «Астории» - вези меня в мой люкс в «Прибалтийской», 10000» - и дальше произошла эта история. «БЕЗУМНАЯ НАРОДНАЯ ЛЮБОВЬ К ПУГАЧЕВОЙ ТУТ ЖЕ ПЕРЕРОСЛА В БЕЗУМНУЮ НЕНАВИСТЬ: «ВЫРВАТЬ ЯЗЫК, СОСЛАТЬ К ЧЕРТУ НА КУЛИЧКИ, ЗАЛИТЬ ГЛОТКУ ГОРЯЧЕЙ СМОЛОЙ!» - Вы приехали... - ...а мне говорят: «Номер занят». - Там жили иностранцы? - Как бы не так - наш, армянин. Я в шоке: «Как?» - я ведь накануне позвонил, предупредил, что мы, возможно, приедем (не говорил ничего об «Астории», как и в «Астории» не сообщил о «Прибалтийской»). Алла сидит между тем в машине, ждет, когда скажу: «Выходи, будем вселяться». Это было 28 августа 1987 года. - 87-го все-таки? - Конечно, я вспомнил... Я, значит, прошу: «Будьте добры, наш номер - 10000», а девушка отвечает: «Вы знаете, он иностранцами занят, и администратор Байкова подписала вам точно такой же - 12000». Я этому значения не придал и из-за задержки не видел, что Алла уже вошла и стоит, слушает наш разговор. «В каком смысле, - воскликнула вдруг, - 12000?! Переведите туда иностранцев, а я в свой номер хочу, потому что туда мне должны звонить». Почему я запомнил дату - 28 августа? Потому что это за пару дней до 1 сентября было, и грузинские школьники, возвращаясь домой из Финляндии, поселились именно в «Прибалтийской». - Неплохо! - Ну да, и вдруг Пугачеву увидели, и пальцами в ее сторону стали тыкать: «Аля! Аля Пугачева!» - чуть ли автограф не просят, а ей не до этого, она уже раздражена, время идет... Девушка убеждает: «Я не могу ничего сделать, пожалуйста, поселитесь в 12000», Алла, уже накаленная: «Я вам еще раз повторяю...», и в это время выходит Байкова - с такой халой на голове (тогда модно было, чтобы как можно больше накручено). «В чем дело? - спрашивает. - Чего вы опять скандалите?». ...Алла там никогда не скандалила, и все! - эта реплика оказалась, как красная тряпка для быка. Она сразу завелась: «Что? Ты кто такая?» - и пошло-поехало... Разразился скандал, тут же милиция подъехала, расследование началось... Из книги Олега Непомнящего «Однажды наступит завтра». «В разговор вступила Алла - спокойно, не повышая голоса. «Я вас прошу дать именно этот номер - мне туда должны звонить. Может быть, ваш иностранец согласится со мной поменяться?». Девушка как-то тоскливо на нас посмотрела и, обернувшись спиной, протяжно возопила: «Нин Ванна!». В вестибюле возникла женщина с традиционной залаченной халой на голове и врожденным брезгливым выражением лица. Я, естественно, сталкивался с Ниной Ивановной Байковой и до этого - особой нежности друг к другу мы не испытывали, но и до скандала не доходило. «Ну что - опять эта Пугачева разоряется?». У Аллы глаза сделались светлые-светлые, она побледнела, я даже испугался - не видел ее в такой ярости никогда. «Так, на ваших иностранцев мне наплевать, я требую свой номер! Что-нибудь в этой стране могут для меня сделать? То, что я прошу!». Байкова смотрела на нее с плохо скрываемым удовольствием: скандал был ее родной стихией, тут она чувствовала себя как рыба в воде. «Из-за каприза какой-то певички никого мы переселять не станем - будете жить в том номере, какой вам выделили». Алла, казалось, не верила своим ушам. «Что? Повтори, что ты сказала?». - «Что слышала. Мне платит за тебя государство, а когда будешь сама платить - тогда и качай права!». Это уже было намеренным хамством, и Алла потеряла над собой контроль. «Да ты никто, и звать тебя никак - если бы я сама платила и давала тебе взятки, ты по-другому бы разговаривала». Байкова немедленно отпарировала: «А ты так со мной не говори, а то я на тебя живо управу найду». Алла нашла в себе силы не сорваться на крик и ледяным голосом произнесла: «Я вообще не собиралась с тобой общаться. Пошла вон отсюда!». - Вы не пытались Пугачеву оттащить, успокоить? - Это было бесполезно. Потом мы вселились в номер 12000, но приехал майор из отделения милиции, ответственного за «Прибалтийскую» (она была гостиницей «Интуриста»). Весь такой прилизанный, черноволосый, в сапогах, на фашиста похожий - их такими обычно рисуют. В полном смысле слова гестаповец: «Ну что, рассказывайте!». Алла ему: «А мне нечего - пусть вам внизу расскажут». Из книги Олега Непомнящего «Однажды наступит завтра». «Байкова отказалась с нами разговаривать и даже не пустила к себе в кабинет, а я между тем попросил якобы для каких-то уточнений книгу регистрации и втихаря списал имя и адрес человека, которого вселили в номер 10000 вместо Пугачевой. Я почти не удивился, когда понял, что он не был иностранцем: его звали Тигран Погосян, и я ему позвонил. Он разговаривал с заметным армянским акцентом: «Да, мне сказали, что на номере бронь, но я платил три цены, и они уступили. У меня был отпуск, жена, дочь, а в чем дело, э?». - «Вас разве не предупредили, что этот номер бронирован Пугачевой?». - «Слушай, никто даже не намекнул - вот люди, э! Да я бы ей его подарил! Слушай, увидишь ее, скажи - есть такой Тигран, и все, что мое, - ее, все, что не мое, - тоже ее! Не забудь!». Этот по-восточному красочный монолог я выслушал с благодарностью и поклялся страшными клятвами, что непременно все передам Алле». В общем, много было с этим делом волынки... - ...но на популярность оно сработало? - Не совсем, потому что та безумная народная любовь к Пугачевой, о которой вы говорили, тут же переросла в безумную ненависть, и те, кто писал в Министерство культуры, в ЦК благодарности, кто хвалил: «Непревзойденная... - ...великая... - ...мы ждем вас, хотим, чтобы приехали на гастроли, только о вас и мечтаем, ваше творчество ценим», моментально свое мнение изменили. - «Позор!»... - «Вырвать язык, сослать к черту на кулички, залить глотку горячей смолой, потому что мы, пионеры седьмого отряда, не можем остаться равнодушными»... - ...и только грузинские школьники заступились... - Не заступился никто, и факт остается фактом: от любви до ненависти один очень опасный шаг. «ЖИВЯ С ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ, АЛЛА ЕМУ НЕ ИЗМЕНЯЕТ. ЕЙ БЕЗ НАДОБНОСТИ, НА ЭТОТ ПЕРИОД ОНА ОДНОЛЮБКА» - Мне доводилось слышать, что у Аллы Борисовны были высокие покровители в КГБ СССР, а именно первый заместитель председателя КГБ генерал армии Филипп Денисович Бобков - это правда? - Я тоже такое слышал, но никогда не видел и не представляю, когда она могла этим воспользоваться и для чего ей это было нужно. Может, разве что, когда Женю Болдина не пускали с ней в Афганистан, потому что они расписаны не были, Алла в КГБ обратилась. - Подтверждений, значит, не находили? - И не думаю, что ей это было нужно. Ее и так... - ...вся страна любила... - ...точно! - Возвращаясь к Кузьмину: после того чернобыльского концерта вся страна решила, что, как минимум, они любовники, как максимум - муж и жена, а вы говорите, что действительности это не соответствовало... - Нет. - Любви, значит, не было и романа тоже? - Насчет любви я не знаю, внутрь не заглядывал... (Смеется). - Я тем не менее несколько раз своими глазами видел, как Алла Борисовна на него смотрела... - Знаете, чем еще Алла от других артистов отличается? - У нее очень красивые глаза! - Это внешность, а я сейчас о характере. Она Овен, а общаясь с Овнами, я съел собаку (она, Болдин, мой сын, мои внуки - все Овны) и знаю, что это такое. Овен - это человек, который любит не ближних, а тех, которые подальше: ближних же не замечает в упор, выкручивает вот так. Может, именно поэтому казалось, что Кузьмина она боготворит, хотя она его действительно боготворила - в силу творческого своего начала, в силу того, что так было нужно. Я, в общем, так думаю, это мое мнение. Из книги Олега Непомнящего «Однажды наступит завтра». «Необходимость подведения итогов витала в воздухе: год, который Алла взяла у Болдина на размышления и творческие эксперименты, подошел к концу. Рано утром, часов в семь, она разбудила меня телефонным звонком и попросила немедленно разыскать Женю и Володю Кузьмина и всем вместе приехать к ней - я сделал все, как она просила. Алла впустила нас в квартиру, усадила в гостиной и заговорила, предупреждая все вопросы: «Я собрала вас - тебя, Женя, тебя, Володя, и тебя, Олег, свидетеля всех моих радостей и бед, - чтобы напомнить: сегодня истек ровно год, который я просила у Жени. Спасибо тебе, Володя, за все, что ты для меня сделал, - я многому у тебя научилась, ты на многое открыл мне глаза, и, думаю, что мое участие в твоей жизни тоже не прошло бесследно. Я обрела новое лицо, поняла, что мне есть куда расти, что я еще, как говорится, «на базаре» и рано с него уходить. Женя, если ты не веришь, что я перед тобой честна, имеешь право пойти отсюда в загс и подать на развод - я приму это без возражений, но если веришь мне и понимаешь меня, мы можем все оставить по-прежнему». - «Что ты, Аллусик, я верю тебе, я безумно тебя люблю», - только и успел сказать Болдин. Она остановила его длинным жестом и завершила свой монолог». Может, потому, что это противно, в щелку я никогда не подсматривал. Зачем? Какая разница, что между ними? Знаю одно (это в характере Овнов и Аллы тоже): живя с одним человеком, она ему не изменяет. Никогда я не видел, чтобы при Болдине она ему изменяла, - так же было и при Миколасе, и при Филиппе. Ей без надобности, на этот период она однолюбка... «КИРКОРОВА АЛЛА НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ ПРИНИМАЛА: НУ, КРАСИВЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК, НО И ТИПАЖ НЕ ЕЕ, И НЕ БОГ ВЕСТЬ КАКОЙ АКТЕР» - Кстати, о Филиппе. Народная молва гласит, что Киркоров очень хотел познакомиться с Аллой Борисовной поближе, но она его к себе не допускала, и тогда вы привели к Пугачевой молодого артиста чуть ли не за руку... - Не совсем так, но похоже. Филипп же у нее в Театре песни работал... - ...в конце 80-х... - ...и без меня, кстати. Все было, будем так говорить, удобоваримо, он уже прочно стоял на ногах, появилось имя... - ...пошли стадионы... - Яркая внешность, хороший репертуар, к тому же как бы иностранец - болгарин: все это в его пользу работало. Из книги Олега Непомнящего «Однажды наступит завтра». «Сольные концерты Пугачевой в ГКЦЗ «Россия» стали апофеозом успеха программы «Пришла и говорю» - нас всех не покидало чувство, что только ими Москва живет и дышит. Заявки на билеты приходили изо всех мыслимых иностранных посольств и партийных ведомств, я с одинаковым отчаянием читал по утрам и пышные посольские послания, и краткие правительственные депеши, ломая голову, как и кому в первую очередь отказать, поскольку нашей традиционной брони не хватало ни на что. В очередях дрались за каждый билет, и я проводил многие часы в кассах, увещевая людей и призывая сохранять спокойствие. Среди этого ажиотажа в кассовом вестибюле ко мне подошел эффектный молодой человек и обратился на ломаном русском: «Я из Болгарии, приехал для концерта Пугачевой - помогите попасть!». Это была неслыханная наглость, и я взорвался: «Юноша, у меня нет места даже для болгарского посла, а вы меня просите! Нет билетов, нет, вы понимаете?!». Каково же было мое изумление, когда я увидел его в антракте, беседующим на чистом русском со своим приятелем. Честно говоря, мне стало ужасно любопытно, как можно достать билет в случаях, когда даже я не могу этого сделать. «А, это вы, болгарин! Как же вы все-таки сюда проникли?». Увидев меня, молодой человек снова перешел на диалект. Я был готов испепелить его взглядом, но он был очень высокого роста, и, как я ни пытался посмотреть на него свысока, у меня ничего не получалось. «Представляете, мне удалось достать билет! Случайно. Совсем случайно. И наш болгарский посол тоже как-то достал. Тоже случайно», - он чувствовал себя совершенно безнаказанным и попросту надо мной измывался, но я вполне дружелюбно ему сказал: «Ну и артист!». На этом мы и расстались. Помнится, я поделился этим со всеми: ни для кого билетов нет, а для молодого чернявого нахала нашли!». Позднее Филипп ушел из Театра песни в сольное плавание, но остался горячим поклонником творчества Пугачевой - как и все, кто с ней соприкасался... - ...его чаша сия не миновала... - ...да, и как все, он все пытался выяснить, в чем же ее секрет. Спрашивал: «Как у нее получилось? Почему у меня не так?». Я объяснял: «Ты еще молодой, Алла тоже какую-то часть жизни была без имени, у тебя все еще будет». Она же его никоим образом не принимала: ну, красивый молодой человек... - ...но не ее типаж... - И типаж не ее, и не Бог весть какой актер, а потом в Севастополе, когда какой-то праздник был на воде, нас с ним поселили в гостиницу, где разместили других артистов, а Алла жила... - ...в гостевом домике командующего украинским флотом, наверное... - Да-да. Филипп меня попросил: «Узнай, может, там что-нибудь рядом с ней имеется». Я и узнал, что есть еще командующий российским флотом, и у него тоже домик. Украинский матросы охраняли, а этот, поскольку никто там не жил, нет - лишь когда командующий приезжал, выставлялась охрана. Я распорядился, нас туда вселили, и Филипп стал канючить: «Давай к Алле пойдем!». Я его охладил: «Филипп, сначала схожу я и узнаю, можно ли». У нас была бутылка шампанского, и ее я ей и понес. Пришел, там пугачевские музыканты сидели, Левшин, Кальянов, вся эта компания - вечер был после концерта. Алла удивилась: «А ты здесь какими судьбами?». Я: «Мы с Филиппом тут рядышком». - «Да? А что там?». - «Домик командующего российским флотом». Ой, меня же к Алле матросы еще не пускали - пришлось объяснять, что я ее бывший директор, а сейчас работаю с Киркоровым, но я договорился, пропустили. - Чтобы вы - и не договорились... - Ну да. Ставлю на стол шампанское, она: «И что ты хочешь?». - «Ничего, - говорю, - просто зашел поздороваться». - «Ну ладно». Я побежал к Филе, все рассказал, он спрашивает: «А как можно ее задобрить, чтобы начать разговор?». Я: «Она любит камбалу» (Алла действительно ее любила). Камбала тогда была во всех морозилках, ничего не стоило вытащить ее, разморозить, посолить и пожарить. Взяли еще ящик шампанского - Филипп его нес, а я шествовал с камбалой на подносе. Первым вошел и сказал: «Вот, Филипп тебе рыбу изжарил». Алла съязвила: «И что, она не отравлена?». Я предложил: «Ну, пусть твои вассалы попробуют». Алла рассмеялась, вошел Филипп с ящиком шампанского - и все, больше я его в тот вечер не видел. - Сладилось? - (Улыбается). «КАЖДЫЙ БОЖИЙ ДЕНЬ, НАЧАВ СО 101 РОЗЫ, ФИЛИПП ДАРИЛ ЕЙ 103 РОЗЫ, 105 - ОГРОМНЫЕ ОХАПКИ САМЫХ ЛУЧШИХ ЦВЕТОВ!» - Опять-таки народная молва гласит, что брак Аллы Борисовны с Киркоровым был суперпиар-ходом, что благодаря этому и на ее, и на его концерты пошло еще больше людей, что принесло в результате немалые деньги. Это правда - на ваш взгляд? - На мой взгляд? Вначале я тоже думал, что это шутка, но потом узнал, что каждый божий день, начав со 101 розы, он дарит ей 103 розы, 105 - огромные охапки самых лучших цветов! В то время достать их было непросто, у какой-то грузинки на Белорусской специально заказывали, и все это приносилось Алле - он или кто-то от него клал букет у дверей, звонил и уходил. - Вот что значит иностранный артист - советские мужчины так не ухаживают!.. - Это точно, ну и как-то так получилось, что, не веря, не веря... И я не верил - даже когда помолвка была назначена, но когда уже свадьба произошла... - В Иерусалиме? - Нет, в Санкт-Петербурге, в присутствии Собчака - лишь после этого мы втроем в Иерусалим улетели. - Вы же за ними стояли - на всех фотографиях... - Да-да-да, и тогда-то и понял, что все серьезно: это же церковь! - Она его тоже, на ваш взгляд, полюбила? - Как это объяснить?.. (Задумывается). - «Она его за муки полюбила... - ...а он ее - за состраданье к ним». Я не могу утверждать, что Алла полюбила Филиппа как женщина мужчину, как Джульетта Ромео, однако какие-то чувства у нее были. Какие - никому не понятно, но им все время было хорошо. Я же с ними везде ездил... - ...и все видели? - Да, сидел с ними в ресторанах, где они обедали, и ужинали, слышал их разговоры - вдвоем им было прекрасно. Они думали о будущем, строили тогда дом, покупали все, что для него нужно: и потом, я понимал, что они близки по всем делам. Я же не лез к ним в постель, а чисто визуально определял, поэтому и считал, что все серьезно, и когда случился разрыв, мне было жаль Филиппа, да и ее, в общем-то, тоже. Жалко, что такой брак распался, - хороший был брак. - Он до сих пор ее любит, как вы считаете? - Он до сих пор ее поклонник. - А она? - А она до сих пор его друг. - Сердце ее тем не менее, насколько мы видим, другим занято - вы верите в то, что это Максим Галкин? - Нет, хотя опять могу ошибаться - как в тот раз. - Она же хорошая, вы сказали, актриса... - Черт его знает... Она утверждает, что ей с ним хорошо. - Значит, будем этому верить? - Ну да. - Я слышал, вам Галкин не нравится, - почему? - (Смеется). Откуда вы это узнали? Мне он ничего плохого не сделал, но я не приемлю его творчество и не люблю. Ну и, может, его слишком много на телевидении - нужно немножко меньше. Киев - Москва - Киев
(Окончание следует)
|   |