Я люблю тебя, Жизнь,
      и надеюсь, что это взаимно!






Смотрите авторскую программу Дмитрия Гордона

30 октября-5 ноября


Центральный канал
  • Анатолий КОЧЕРГА: 4 ноября (I часть) и 5 ноября (II часть) в 16.40

















  • 3 января 2012

    Андрей МЯГКОВ: «Последние съемки у меня три-четыре года назад были... Приглашают стрелять, убивать, насиловать, красть — примитив омерзительный!»

    Часть II



    (Продолжение. Начало в Части І)

    «С ЭЛЬДАРОМ РЯЗАНОВЫМ Я НИКОГДА НЕ РУГАЛСЯ, ПРОСТО РАНЬШЕ МЫ ДРУЖИЛИ, А СЕЙЧАС - ХОРОШО ДРУГ К ДРУГУ ОТНОСИМСЯ»

    - После «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эльдар Рязанов снял вас еще в одной картине, которая только добавила вам популярности, - я имею в виду «Служебный роман». Хороший, мне кажется, фильм - уже и на него римейк сделали...
    Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА

    - Слышал.

    - А знаете, кто Новосельцева сыграл?

    - Нет.

    - Владимир Зеленский.

    - Кто это?

    - Артист и художественный руководитель студии «Квартал-95», из Украины...

    - Зеленский, да? (Разводит руками). Честно признаюсь: мне вообще плагиат не интересен - ни в какой форме: живопись ли это, сценарий ли. Ну, придумайте свое, ребята! - что тут сложного? Пофантазируйте: это не так трудно - любовную историю сочинить. Есть хорошие сценаристы, они диалоги напишут - зачем повторять? Если бы раньше была неудача, понятно, однако это была удача - не могу сказать, что шедевр, но картина достойная, поэтому нет, подобных римейков я не сторонник.

    - Вы снялись в четырех знаковых фильмах Рязанова: «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж» и «Жестокий романс». Юрий Яковлев, ваш партнер по «Иронии судьбы» и вообще фантастический, на мой взгляд, актер, недавно воскликнул: «Эльдар стал глупеть от картины к картине». Что он имел в виду, как вы думаете?

    - Я слышал, что нечто подобное он сказал... Точно «глупеть», да?

    - Именно так...

    - Не думаю, что Юрочка выразился так, потому что Рязанов снимать его перестал, - это я исключаю. Мне кажется, это шутка - не очень удачная.

    - Говорили, в свое время с Рязановым вы разругались...

    - Такого не было никогда!

    - Отношения сохранились?

    Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА

    - Да, мы перезваниваемся, просто я позволил себе два раза подряд отказаться от его предложений.

    - Что были за фильмы?

    - Название одной из картин с озерами связано, сейчас вспомню... «Тихие омуты», а вторую он вообще не стал после нашей беседы снимать. Эльдар Александрович очень амбициозный, обидчивый, характер у него непростой, и наши отношения пошли... Ну, не на спад, нет, просто перестали такими быть близкими. Раньше мы с ним дружили, а сейчас просто хорошо друг к другу относимся.

    - Это правда, что на съемках «Жестокого романса» вы чуть не погибли?

    - Да.

    - Каким образом?

    - (Улыбается). Снимали эпизод, когда Паратов увозит Ларису...

    - Вы сейчас улыбнулись - такая знакомая обаятельная, прекрасная улыбка!.. Да-да, простите, не буду больше перебивать...

    - (Вновь улыбается). Паратов увозит Ларису на пароходе, а Карандышев узнает об этом и бросается...

    - ...за ней...

    - ...да, в погоню, а поскольку пароход «Ласточка» уже ушел, садится в лодку и пытается его догнать. В результате догоняет, попадает на борт и эту самую Ларису там убивает, и вот снимается кадр, когда я сажусь в лодку и начинаю к пароходу грести. Он между тем того времени: колеса, огромные с двух сторон лопасти... Поскольку сижу, естественно, спиной, его я не вижу - слышу какие-то крики, но я же...
    С Олегом Басилашвили в «Служебном романе», 1977 год. «Не могу сказать, что шедевр, но картина достойная»

    - ...в образе...

    - ...любимую догоняю, которую увозят! Мало что понимаю, а происходит следующее: был ветер, капитан немножко не рассчитал и подошел к берегу ближе, чем нужно, и в результате я попал в эту лопасть, а она с двухэтажный дом, огромнейшая! Спасло меня только то, что лодка была не современная, которая в щепки бы разлетелась и меня бы вместе с этими щепками перемололо, а большая, дубовая, крепкая, поэтому одной лопастью ударило по ее носу - и она на дыбы встала, а второй лопастью - по корме, и лодка вертикально ушла вниз.

    - Вместе с вами?

    - Естественно, а я остался целехонек! Лишь небольшая царапинка на руке - все, а на берегу полная ясность, что я вместе с лодкой вряд ли всплыву. Крик, паника, а я всплыл!

    - Назло всем!..

    - Абсолютно назло, вопреки всякой логике! Единственное, у меня парик под водой слетел, и какой-то мальчик, развеселив публику, закричал: «Ой, ой, смотрите, а дяденька-то лысый!», а я доплыл до берега, дали мне, помню, стакан спирта - ни в одном глазу хмеля я не почувствовал... В тот же день (это в Костроме было) должен был вылетать в Москву, так вот, когда приехали мы в гостиницу - звонок. Оказалось, жена: «Андрей, что случилось?». Я: «А что? Ничего». - «Но у тебя же кровь на руке». Гляжу - действительно, кровь. Это на меня такое впечатление произвело, что я до сих пор думаю: спасло какое-то ее провидение.
    Людмила Прокофьевна Калугина (Алиса Фрейндлих) и Анатолий Ефремович Новосельцев (Андрей Мягков), «Служебный роман»
    Ну нереально! - супруга до этого не звонила (мобильников еще не было, а по межгороду дозваниваться долго, трудно и так далее)...

    - Вы испугаться успели?

    - Успел, когда всплыл, потому что до этого ничего не понимал: бум, бум - и я под водой! Только всплыв, осознал, что же произошло: мимо меня еще раз та лопасть прошла - я от нее увернулся.

    - Искусство требует жертв?

    - Нет, не должно, это неправильно. Искусство должно быть легким, веселым, доставлять наслаждение, радость, а если обязательны жертвы - нет, не искусство это: я так считаю...

    «РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА НЕТ, А ТО, ЧТО ПОКАЗЫВАЮТ, - НЕ ФИЛЬМЫ: ЭТО ОГЛУПЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ И ИНЪЕКЦИЯ БЕЗВКУСИЯ»

    - В советском кинематографе был по-настоящему гениальный режиссер - Леонид Гадай, в одном фильме которого вы снялись. Утверждать, что это шедевр, не стану, и тем не менее в «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» вы сыграли мафиози по кличке Артист, который перевоплощается последовательно в Ленина, Сталина, Хрущева и Брежнева.
    Андрей Мягков, Светлана Немоляева и Лия Ахеджакова, «Гараж», 1979 год
    Легко было четырех таких персонажей играть?

    - Не могу сказать, что легко, но очень интересно. На грим уходило часов шесть-восемь (гример был замечательный), и в каждом кадре, по-моему, я на своего героя похож.

    - В том-то и дело!

    - Каждый из этих вождей настолько ярок и настолько всем нам знаком (мы ведь помним какие-то особенности их речи и мимики), что я не могу сказать, что было трудно. Тяжелее пришлось коллегам, которые играли того же Брежнева по-настоящему...

    - ...Шакурову, например...

    - ...да!

    - Как же он в этой роли хорош!

    - Просто замечателен! Я был поражен и потрясен тем, как он играл, - серьезно, без утрирования, без издевательства над этим героем, любя его, а «На Дерибасовской...» - комедия, и я мог позволить себе все, что угодно.
    С Никитой Михалковым в «Жестоком романсе», 1984 год

    - Сегодня, насколько я понимаю, вы практически не снимаетесь?

    - Нет.

    - Вообще?

    - Последние съемки были у меня, чтоб не соврать, года три-четыре назад.

    - А режиссеры зовут?

    - Зовут.

    - Почему же отказываетесь?

    - А кинематографа нет! Приглашают стрелять, убивать, насиловать, красть и так далее - примитив омерзительный...

    - ...а вы себя уважаете...

    - Вы знаете, да.

    - Многие актеры (и за это их осуждать нельзя, они нищенствуют) немножко себя разменяли, согласившись такой примитив играть.
    Юлий Карандышев (Андрей Мягков) и Лариса Огудалова (Лариса Гузеева) в «Жестоком романсе»
    У вас не было соблазна плюнуть на репутацию: «Да черт с ней!»?

    - Не было, потому что от голода я не умираю, в театре худо-бедно, но все-таки деньги платят. Много нам с Настей не надо, к роскоши какой-то мы не привыкли, а что касается осуждения... Не-е-ет, большинство в чудовищных фильмах снимается, потому что опыта других картин...

    - ...точки отсчета...

    - ...у них нет, а те, у которых она есть и они тем не менее снимаются... Тоже разве можно бросить камень в бедных или небогатых людей, поставленных в такие условия? У них семьи, дети... Что тут еще говорить? - время такое...

    - Сегодняшний российский кинематограф, который в докризисное время выпускал до 100 картин в год, вам нравится?

    - Сегодняшний? А его, повторяю, нет! Кинематографа как такового.

    - Кино есть - фильмов нет?

    - Говорят, что они есть, но их не показывают, а то, что показывают, - не фильмы: это оглупление зрителя и инъекция безвкусия - по-другому сказать не могу.

    - Ну а предположим, такие картины, как «Вор», «Бригада», «Ликвидация», вы видели?

    - «Бригаду» видел, артистов этих люблю - ну, не всех, конечно, но то, что Сережа с этого фильма, по-моему, начался...

    - ...Безруков...
    Эльдар Рязанов, Никита Михалков и Андрей Мягков на съемках «Жестокого романса»

    - ...да, так это дай Бог! Очень хороший Сережка артист, но тоже не умеет отделять зерна от плевел, и этого я не понимаю. «Ликвидация» тоже мне нравится - вот видите...

    - ...кое-что все-таки есть...

    - Да, причем там не только Машков - там еще и Пореченков замечателен! Он мне всегда нравился, потому что актер неплохой, а там - просто чудный, и Машков, о котором вы говорите, - прекрасен! Он и комедийный артист, и драматический - просто очень глубокий, поэтому «Ликвидация» - да, это уровень. Вы правы: несколько стоящих фильмов назвать можем...

    - ...раз, два, три...

    - ...ну, четыре, ну, пять, а ведь их же снимают Бог знает сколько!

    - Раньше вы в Школе-студии МХАТ преподавали...

    - 12 лет, но давно оттуда ушел.
    «Я не художник, не представлял даже, как краски на холст накладывать, но мне хотелось этим заняться»

    Фото «РИА Новости»

    - Почему?

    - Понял, что государству артисты не нужны, - их перепроизводство.

    - Вузы плодят нищих?

    - Главное - безработных (ну и, исходя из этого, нищих). Когда мой третий выпуск закончил учебу, я едва ли не все московские театры обошел, ко всем главным режиссерам обращался - ни один никого не взял! Правда, время было такое - новое законодательство вышло, ограничившее штат, а жаль: артисты были весьма неплохие.

    «ПОШЛОСТЬ - ЭТО КОГДА С ПАФОСОМ ОБ ОЧЕВИДНОМ»

    - Сегодняшний театр переживает хорошие времена?

    - Ой, далеко не лучшие.

    - Ну а спектакли (не только в вашем родном театре, но и в других), которые заставляют вас плакать, переживать, есть?

    - В основном я плачу, когда смотрю то, что спектаклями назвать нельзя, - это самовыявление, безвкусие, пошлость. На таких я действительно переживаю, очень!

    - Хуже пошлости в театре нет ничего, правда?

    - Согласен: пошлость, кто-то сказал, - это когда с пафосом об очевидном. Такие вот постановки приводят меня в какое-то состояние неверия в то, что в дальнейшем что-то изменится, а спектаклей, которые являются каким-то катарсисом (может, уже возраст такой?), нет.

    Андрей Мягков в ролях Ленина, Сталина и Хрущева в картине Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», 1992 год. «На грим уходило часов шесть-восемь, и в каждом кадре я на своего героя похож»

    - Да и видели многое - чем удивить?

    - Многое, согласен, хотя театр удивлять обязан. Ну как? Все равно время меняется, все равно Марк Захаров когда-то нас удивлял.

    - Райкин и сегодня удивляет...

    - Костенька - да, он очень талантливый, но выбрал другой путь. Прекрасно, его обожают, однако это не мой театр. Так же, как Юрий Петрович Любимов, который когда-то пригласил меня играть роль Дмитриева в инсценировке пьесы «Обмен»...

    - Трифонова?

    - Да, Юрия Валентиновича. Позвал в свой театр, а Таганку я обожал, мне она была интересна, безумно!

    - Мхатовская школа, в конце концов...

    - ...и Юрий Петрович - такой фантазер изумительный, и Боровский... - да что говорить: какой был театр! Я две недели там репетировал, а потом со словами: «Юрий Петрович, не могу - не мое» ушел.
    В МХТ с Олегом Табаковым. «Театр сейчас переживает далеко не лучшие времена»

    Фото «РИА Новости»

    - Не почувствовали органики?

    - Не в органике дело, а в том, что театр другими средствами, чем те, к которым привык, выражает свое отношение к миру. Внешними, а я привык внутренними, но в театре Юрия Петровича нутро не нужно. Очень интересно смотреть, а вот работать актеру не так интересно - я это ощутил. Может, показалось, - не знаю...

    «ЖЕНА У МЕНЯ НЕ ТОЛЬКО УМНАЯ И КРАСИВАЯ - У НЕЕ ВООБЩЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МНОГО»

    - Как и большинство наших актеров, вы однажды признались: «Я нищенствую»...

    - (Удивленно). Я? Это сколько же лет назад было?

    - Пять-семь...

    - Да, плохие слова произнес.

    - Но это была правда?

    - Это неправда, то есть в материальном смысле я, может, не благоденствую и когда на какую-то вещь смотрю, думаю, сколько она стоит, а хотелось бы (показывает пальцем): «Это мне нравится, беру!». Я вынужден обращать внимание на цену, и если она выше, чем позволить себе могу, от покупки отказываюсь, но «нищенствую» - плохое для меня слово: это не так.
    Супруга Андрея Васильевича Анастасия Вознесенская. «Мне многие нравятся, но чтобы вот так... Наверное, я однолюб»

    - Вы написали книжку «Сивый мерин», по которой в этом году был снят четырехсерийный фильм с Алексеем Паниным, Александром Домогаровым, Сергеем Чонишвили и Ольгой Арнтгольц. Это ваше произведение о чем?

    - Одна книжка вышла, вторая выходит, третья уже на подходе... Понимаете, моя жена, народная артистка России Анастасия Вознесенская, достаточно известная...

    - ...прекрасная театральная и киноактриса...

    - ...да, обожает детективы. Она вообще книгочей, нет такого писателя, которого не читала и которого не знает - ни нашего, ни зарубежного: Настя читает все!

    - Хорошо вам с умной женой?

    - Очень, но она не только умная...

    - ...а еще и какая красивая!

    - (Улыбается). Да, у нее положительных качеств много - вот, в частности, детективы любит, но великих тех детективщиков зарубежных нет, умерли, а наши, увы, исписались. Некоторых просто читать нельзя...

    - ...противопоказано...

    - Совсем. Это уж только наказывать нужно - чтением, не буду говорить, кого, поэтому я решил сдуру - буквально вот в эти годы - взять и написать книгу. Почему «Сивый мерин»? Мерин - фамилия, а Сивый - потому что героя зовут Сева, Всеволод. Сева Мерин, но когда друзья на него сердятся, говорят: «Сивый мерин». Это общее название для всего цикла - он о работнике МУРа, который переходит из книжки в книжку.
    С Ириной Мирошниченко Мягков учился на одном курсе Школы-студии МХАТ, в фильме «Страх высоты», 1975 год

    - Как интересно!

    - Да, мне нравится какие-то характеры создавать.

    «Я НАПИСАЛ МНОГО ПОРТРЕТОВ ЖЕНЫ, А ТЕЩА КАК-ТО ПОСМОТРЕЛА НА НИХ И СКАЗАЛА: «ТЫ ЗНАЕШЬ, НАСТЕНЬКА, МНЕ КАЖЕТСЯ, ОН ВСЕ-ТАКИ НЕ ОЧЕНЬ ТЕБЯ ЛЮБИТ»

    - Ну, вы вообще человек неординарный - еще и портретной живописью увлекаетесь, причем портреты - например, Горбачева и Волчек - висят у них дома. Я, кстати, знал еще одного потрясающего творца, который блестяще писал портреты, - Муслима Магомаева...

    - Я даже их видел.

    - Я тоже...

    - Мне это интересно, потому что лицо, - это все-таки внутренний мир человека. Я не художник, не представлял даже, как краски на холст накладывать, что такое пигмент, разбавитель, лак, но мне нравилось, хотелось этим заняться. Какой-то антураж, какие-то пейзажи писать - скучно, неинтересно, я этого не умею. Портреты тоже писать не умею, но мне нравится, во всяком случае, Горбачев остался доволен, Волчок давно уже мою работу у себя держит. У нас дома висят портреты жены - я много их написал, - а теща моя (изумительная женщина, я ее обожал) как-то посмотрела на них и сказала: «Ты знаешь, Настенька, мне кажется, он все-таки не очень тебя любит»...
    С народной артисткой России Анастасией Вознесенской Андрей Мягков отметит в следующем году золотую свадьбу. «Счастье даже не в том, что такой брак, а что такая женщина»
    Впрочем (улыбается), это меня не останавливает, я продолжаю.

    - Ваши коллеги говорят, что вы очень застенчивый, замкнутый и якобы до сих пор пользуетесь общественным транспортом...

    - Ну, что касается застенчивости и так далее, им, как говорится, виднее, но думаю, это не так, а общественным транспортом не пользуюсь уже давно.

    - У вас есть машина, вы сами водите?

    - Конечно. Даже сейчас, после операции.

    - Какие марки авто предпочитаете?

    - У меня долго «жигули» были - несколько, штук пять-шесть: от «копейки» до... Какая после «шестерки» модель? По-моему, седьмая... Затем была «шкода Octavia», потом - «фольксваген Golf», а сейчас у меня «фольксваген Tiguan».

    - Вас невозможно встретить ни на какой тусовке - принципиально туда не ходите?

    - Тут никакого принципа нет, просто противно. Не люблю этого...

    - Ярмарка тщеславия?

    - Понимаете, когда кичатся украденными деньгами или когда в нищей стране хвастают, может быть, даже праведно заработанными - по-моему, это неприлично, и зачем же я буду в этом участвовать?
    С Дмитрием Гордоном. «Такого прекрасного ощущения от свидания с журналистом у меня никогда не было — спасибо!»

    Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА

    - Похожи ли вы на кого-либо из сыгранных вами героев?

    - Ни на кого.

    - Да?

    - Ну, я так думаю - я не знаю.

    - А кто из ваших героев вам нравится?

    - Треплев Константин Гаврилович. Войницкий в «Дяде Ване». Тригорин. Все, как видите, чеховские персонажи...

    - Хороший, между прочим, выбор...

    - Да (улыбается), неплохой.

    «Я БЫЛ ВЛЮБЛЕН В ИРИНУ МИРОШНИЧЕНКО? ЭТО НАСТОЛЬКО НЕПРАВДА, ЧТО ДАЖЕ НИ В КАКОМ ПРИБЛИЖЕНИИ НЕ ПРАВДА!»

    - На одном курсе Школы-студии МХАТ вы учились с Верой Алентовой, Владимиром Меньшовым, Ириной Мирошниченко...

    - ...и с Анастасией Вознесенской...

    - ...конечно, но мне рассказывали, что вы были безумно влюблены в Мирошниченко и даже хотели создать с ней семью...

    - Это настолько неправда, что даже ни в каком приближении не правда! Ирочка - прелестная женщина, но, во-первых, будучи совсем молоденькой, она на втором, по-моему, курсе, вышла замуж за Михаила Филипповича Шатрова, и мы с Настей были на свадьбе... Нет, такого не было никогда.

    - Ну и жаль!

    - Жаль? Почему? Нет.

    - С Анастасией Вознесенской, я посчитал, вы уже 46 лет вместе...

    - Больше. В 13-м году, через год, будет 50 - золотая свадьба.

    - Удивительно, правда? Актерские браки в основном непрочные, недолговечные, а у вас такой гармоничный получился и крепкий. Счастье?

    - Оно даже не в том, что такой брак, а что такая женщина.

    - По натуре вы однолюб?

    - Не думаю. Нет, почему? - мне многие нравятся, но чтобы вот так... Наверное, да, однолюб.

    - Ваши работы жена критикует?

    - Да, и это последняя для меня инстанция. Если одобряется что-то - хорошо, а если не очень - что-то, значит, не то.

    - Вы сегодня где-нибудь вместе играете?

    - В спектакле «Белый кролик» по пьесе «Гарви» американской журналистки Мэри Чейз я этого самого персонажа играю, мистера Элвуда, а она - мою сестру Вету. В спектакле «Ретро», который я поставил...

    - ...по Галину?

    - Да, это давнишняя пьеса...

    - ...хорошая...

    - (Кивает) в свое время была очень хорошая, но мы, ни одного слова не изменив, ее переакцентировали, и если у Галина это была комедия положений, то у нас - и не комедия вообще. Впрочем, много хохота в зале, и когда Галин посмотрел, сказал: «Я - за», хотя, когда мы ставили, был против.

    - Грустный, на самом деле, спектакль...

    - Очень!

    - Последние годы, вы признавались недавно, у вас шалит сердце...

    - Шалило (улыбается).

    - В Германии вам сделали операцию по аортокоронарному шунтированию - как сейчас себя чувствуете?

    - Спасибо, хотелось бы думать, что неплохо, но на самом деле по-разному.

    - Сердце о себе напоминает?

    - Да, конечно.

    - Чувствуете его?

    - Да.

    - И что, нехорошие мысли проскальзывают?

    - (Пауза). Ну, не такие уж нехорошие, но, конечно, бывают, и если таких до операционного периода не возникало, то сейчас, к сожалению, приходят. Это грустная тема - не будем ее, если можно, касаться.

    - Я хотел бы спросить напоследок: вот все-таки, если завтра хороший придет режиссер, с классным, не пошлым сценарием, с сильной съемочной группой, бросите все, пойдете сниматься?

    - Хм, а бросать-то чего? Нечего. Пойду, разумеется, но я «оптимист»: такого не будет. Хороший режиссер нынче не нужен, хороший сценарий тоже: это просто невыгодно.

    - Но почему?

    - Потому что это что-то глубокое, очень личное должно быть, а зачем? - денег оно не принесет. Россияне уже привыкли к стрелялкам, насилию и прочим подобным вещам. Сказать, что народ насилуют, нельзя, но он смотрит свои фильмы, и это, к ужасу моему, его кинематограф.

    - Не потому ли картины 60-70-х годов так нынче востребованы - добрые, умные?

    - Именно!

    - Заканчивать на такой грустной ноте я не рискну: вы снова к тому же так замечательно улыбнулись... Хочу просто поблагодарить вас - во-первых, за то, что в театре и кино сделали, а во-вторых, за то, что пришли (я понимаю, насколько это большая для меня и тех, кто сейчас вас слышит, удача). Снова хочу вам признаться в любви - и от себя, и от читателей. Спасибо, что вы есть, дай Бог вам здоровья и чтобы вы еще не раз снялись в кино, после чего все бы воскликнули: «Смотрите, а ведь он еще лучше сыграл, чем раньше, и фильм-то какой!». Лично я предпочитаю быть оптимистом!

    - Дмитрий, а последнее слово можно?

    - Конечно...

    - Я в свое время очень много давал интервью и общался с людьми, которые их у меня брали, так вот, хочу, чтобы вы мне поверили: такого прекрасного ощущения от свидания с журналистом у меня никогда не было - спасибо!

    Киев - Москва - Киев










    © Дмитрий Гордон, 2004-2013
    Разработка и сопровождение - УРА Интернет




      bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100